2024-04-16

Ускорение для тихого Дона: когда главная река Воронежской области снова станет судоходной

Ускорение для тихого Дона: когда главная река Воронежской области снова станет судоходной
В Правительство внесена «дорожная карта» реабилитации реки Дон, сообщил в интервью «Парламентской газете» председатель профильного комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.

В Правительство внесена «дорожная карта» реабилитации реки Дон, сообщил в интервью «Парламентской газете» председатель профильного комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.

О том, что такой проект обсуждается, жители Придонья знали уже давно: об этом говорили на круглых столах чиновники, ученые, общественники, предприниматели. Но, похоже, старту проекта мешала Волга, «ремонт» которой поглощал практически все деньги, выделенные на улучшение российской гидрологии.

Водные риски

Но лето 2020-го показало, что тянуть дальше нельзя: оно стало рекордным по уровню обмеления Дона по причине целого ряда экологических и климатических проблем. По прогнозам Росгидромета, период маловодья, начавшийся в 2007-м, продлится в лучшем случае до 2025 года, в худшем – до 2030 года. Это создает проблемы для судоходства и сельского хозяйства, влияет на уровень подземных вод и качество водоснабжения населения. И даже содержание соли в Азовском море начало заметно расти, что грозит уже катастрофой континентального масштаба.

Кстати, проект программы экологической реабилитации реки в рамках нацпроекта «Экология» рассчитан как раз на 2022–2030 годы, он подготовлен с учетом мнений всех профильных органов власти и предложений от 15 субъектов Федерации. Цена вопроса – порядка 109 млрд руб., хотя еще недавно говорилось о 90 млрд. Денег пока нет ни таких, ни этаких. Но сейчас хотя бы, говорят парламентарии, «есть понимание в правительстве».

А понимание тут простое. Мало загнать в Дон земснаряды и углубить русло, мало убрать лишнюю растительность. У реки пять тысяч притоков – и каждый из них может стать источником загрязнения канализационными водами, удобрениями, навозом, которые и за десятки километров вниз по течению будут подкармливать микроводоросли и прибрежную растительность. Особенно много рисков несет не самый большой приток Верхнего Дона – река Воронеж, которая собирает и сбросы города металлургов Липецка, и неотрегулированные стоки ливневки и канализации из Воронежского водохранилища.

Не стоит думать, что живописные речушки донского бассейна так уж чисты. По данным Росприроднадзора, в реке Богучарка взвешенные вещества превышают фоновые показатели в три раза. В пробах обнаружено превышение железа в 4 раза, меди в 2 раза по сравнению с предельно допустимой концентрацией (ПДК). В реке Черная Калитва содержание сульфатов в 1,5 раза, нитратов в 10 раз выше ПДК. На реку влияют расположенные в пойме накопители сульфатсодержащих стоков Россошанского химического завода.

Капля в море

В «дорожную карту» вошли мероприятия по определению источников загрязнения бассейна реки и объектов в границах водоохранных зон: что может влиять на состояние Дона, какие свалки, брошенные фермы и т. д. Будут даны рекомендации: нужно ли строительство новых или модернизация существующих очистных сооружений и канализаций в населенных пунктах, которые находятся вдоль реки.

В программе – и планы по расчистке малых рек, которые впадают в Дон, для того, чтобы восстановить проточность. С этой целью планируется также провести инвентаризацию всех гидротехнических сооружений. Минсельхоз, согласно планам, обнародованным на сайте ведомства, займется восстановлением мелиоративной сети, всем, что связано с поливом и рыборазведением.

В Воронежской области, где протяженность Дона составляет 554 км, движение в обозначенных направлениях уже началось. Региональные программы по оздоровлению реки реализуются в рамках нацпроекта «Экология». Самый важный проект для столицы Черноземья – реновация Воронежского водохранилища. За четыре года специалисты извлекли из водоема около 1,7 млн кубометров донных отложений на площади в 65 га. Это помогло увеличить проточность водного объекта и качество воды, говорится в докладе департамента природных ресурсов региона.

Фактически реконструкция очистных сооружений Воронежа – не меньший вклад в дело реабилитации Дона. Сброс очищенных вод на правом берегу идет непосредственно в реку, на левом – через водохранилище и его шлюзы. Но если на правом берегу инвестпрограмма исполняется по плану, с реконструкцией главного загрязнителя водоема – Левобережных очистных сооружений – возникла неопределенность в связи с неподъемным иском в 725 млн руб. от Росприроднадзора. И ЛОС продолжает сбрасывать ежедневно по 60 тыс. кубометров стоков без разрешительной документации и соблюдения нормативов.

Запланированы крупные мероприятия по реабилитации рек Воронеж, Тавровка, Икорец, Подгорная, Осередь. Но пока это – капля в море, мало влияющая на общую картину.

На простор речной волны

В последнее время в районе Лисок снова начали курсировать баржи. Местный порт собрал остатки ресурсов и организовал добычу речного песка: это сегодня выгоднее, чем разрабатывать карьеры. Так без всяких программ, в силу одной только экономической целесообразности стал судоходным участок реки километров в 10–15. Еще лет 10 назад добытчики гранита чистили фарватер от Богучара до Лисок – чтобы иметь дешевую доставку продукции к транспортному узлу. Но потом обмеление достигло такой степени, что никакие самодеятельные чистки уже не помогали.

Увы, упомянутые баржи – исключительно 60-х годов постройки. И уже сейчас нужно думать, а что будет плавать по Дону, когда он снова станет судоходным от Воронежа до Азова. Не будет судоходства – все вернется на круги своя. Между тем главный поставщик грузовых судов для Среднего Дона – Павловский судостроительный завод – едва ли способен сегодня изготовить десятки буксиров и барж по конкурентной цене. Нужны также новые пристани, портовая инфраструктура, логистические терминалы… В итоге к околопрограммным проектам может быть привлечено на порядок-другой больше инвестиций, чем заявляется сегодня. И тогда главная река региона станет одним из главных драйверов нашего развития.

Артем УШАКОВ

Справка

Дон – пятая по величине река Европы. Площадь бассейна реки с учетом водохранилищ и притоков составляет порядка 420 тыс. кв. км. Средний многолетний сток реки Дон – 22,3 млрд куб. м, в маловодные периоды последних лет падает до 9,5 млрд куб. м.

В бассейне реки Дон проживает более 12 млн человек (в том числе 1 млн жителей Воронежа!), а плотность населения в четыре раза превышает среднероссийскую. До сих пор Дон имеет статус международной водной магистрали. Участок Дона от села Коротояк до села Дивногорье признан гидрологическим памятником.

Кстати

Несмотря на относительно большой подъем в половодье и непрерывные дожди на всей Европейской части страны, Росводресурсы на днях дали заключение: «По бассейну р. Дон водность малая».

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ