2024-05-03

Ускорение для скорой

Ускорение для скорой
Ученые и врачи из российских регионов обсудили на форуме в ВГМУ инновации в экстренной помощи пациентам.

Служба скорой помощи и медицина катастроф как первичные звенья оказания экстренной помощи пациентам нуждаются в переосмыслении организации их инфраструктуры, в развитии высоких технологий и других инноваций. Об этом говорили участники 5-й научно-практической конференции Центральной России – организаторы здравоохранения, ученые, практикующие врачи и фельдшеры скорой от Донецка, Белгорода до Татарстана и Кузбасса.

Такая масштабная конференция состоялась в стенах Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко, который также стал одним из организаторов события наряду с крупнейшими медицинскими вузами Санкт-Петербурга, Министерством здравоохранения России, воронежским областным Минздравом, РАН, Российским обществом скорой медицинской помощи, а также областной Воронежской станцией скорой помощи. На форуме в ВГМУ собрались 370 ученых, врачей, организаторов здравоохранения из 62 российских регионов. Всего же в конференции, в том числе дистанционно, приняло участие порядка трех тысяч человек. О том, как форум отразил нынешнюю ситуацию с оказанием экстренной помощи пациентам в регионе и стране и какое направление теперь задано воронежскому облздраву – в нашем материале.

Очень востребована и высокотехнологична

– Для понимания ситуации я вам такие цифры приведу. Ежегодно в России на вызовы выезжает 300 тысяч пожарных машин. А машин скорой помощи – 45 миллионов. Сегодня это очень востребованная и высокотехнологичная отрасль медицины. Участники конференции обмениваются мнениями, идеями, делятся опытом улучшения своей работы. Как говорят: «Если у двоих два яблока и они ими обменяются, то у каждого останется по одному яблоку. А если они обмениваются идеей, то при таком обмене у каждого будет уже две идеи, – отметил перед началом конференции ректор ВГМУ профессор Игорь Есауленко.

Есауленко.jpg

Он подчеркнул, что перспективное развитие здравоохранения, в том числе скорой медицинской помощи, в значительной степени зависит от подготовки и профессионального уровня медицинских кадров.

– Кадры – это все-таки главный ресурс медицины, и мы постоянно работаем над тем, чтобы качество подготовки специалистов повышалось. В традициях нашего университета – развитие многоуровневой системы подготовки специалистов и непрерывного профессионального образования по программам специалитета, ординатуры, аспирантуры, а также переподготовки и повышения квалификации. Сейчас в ординатуре ВГМУ по специальности «скорая медицинская помощь» учатся 45 человек, открылось еще 37 новых мест. Но сегодня у нас есть еще приоритетные задачи. Это внедрение IT-технологий и искусственного интеллекта в организацию работы скорой помощи. Сейчас накапливается небывалый прежде объем медицинской информации для врача, и в течение ближайших лет количество такой информации только будет нарастать. В этом феномене сочетания традиционной клинической подготовки с высокими технологиями, с потоком новой информации, без которой врачу сегодня уже не обойтись, и состоит главный вызов современному медицинскому образованию, – отметил ректор ВГМУ.

К слову, здесь же в стенах ВГМУ в ходе конференции была представлена отработка навыков скорой медицинской помощи на симуляционных устройствах и роботах, которые благодаря IT-технологиям имитируют разные клинические ситуации и даже комплексные реакции «организма пациента» на выбор действий студента, ординатора или уже практикующего врача. В университетской клинике ВГМУ не только студенты, но и врачи с большим опытом экстренной помощи проходят такой симуляционный тренинг.

Не теряя ни секунды

Комментируя инновации в службе скорой, министр регионального здравоохранения Игорь Банин особое внимание уделил экстренному оказанию помощи и взаимодействию скорой с крупными стационарами Воронежа, где внедряются современные технологии. Так, в функционале больниц появилась кнопка вызова врачей реанимации в приемное отделение. Если бригада скорой везет в стационар пациента в критическом состоянии, то в приемном отделении просто нажимается кнопка, и тогда пациентом сразу занимаются специалисты реанимации.

Игорь Банин также особо подчеркнул значение информационных технологий и единой диспетчерской службы в работе современной службы скорой помощи региона.

Банин.jpg

– Сегодня анализирует ситуацию в стационарах и принимает решение о маршрутизации больных именно единая диспетчерская служба, а не бригада, которая везет пациента. И такое взаимодействие позволяет нам упорядочить весь объем помощи, действовать целенаправленно, не теряя ни секунды времени.

Про «несколько шагов впереди»

При этом главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи Минздрава РФ, ректор Первого Санкт-Петербургского медуниверситета Сергей Багненко рассказал в ходе конференции в ВГМУ, почему одна лишь единая диспетчерская служба не оптимизирует работу сложной и широко разветвленной системы скорой помощи в нашем регионе.

– Невозможно отследить 32 отделения из единого центра, если нет пирамидальной иерархии в работе скорой. Здесь поможет правильное стратегическое планирование медицинских округов, с делением крупных на более мелкие и с появлением сквозной расстановки межрайонных медицинских центров и межрайонных подстанций, – отметил главный российский специалист скорой медицинской помощи.

Багненко.jpg

В пример Сергей Багненко привел организацию работы скорой по такому принципу в Белгородской области. Там сама ситуация приграничного региона заставила чиновников и врачей перестроить систему экстренной помощи пациентам.

Сергей Багненко отметил, что в Воронеже действительно «много прекрасных лечебных учреждений», построенных по нацпроектам, и все это впечатляет, но для правильной организации всей службы скорой у региона «еще несколько шагов впереди». В Воронежской области эти шаги должны быть предприняты по двум направлениям – создание «умного» приемного отделения в ВОКБ №1 и обеспечение своевременной и качественной медпомощью пациента в любом, даже самом отдаленном населенном пункте региона.

Про медицинскую безопасность

– Новое приемное отделение ВОКБ должно будет резко поменять сами ощущения привозимого пациента и его родственников. Современные комфортные условия, высокотехнологичное оснащение, разделение потоков больных по степени тяжести должно создавать у людей ощущение медицинской безопасности. При этом пациент, нуждающийся в срочной помощи, из любого дальнего села области в первые сутки должен попадать не просто в ближайшую больницу или межрайонный центр, а туда, где помощь ему будет оказана исчерпывающая. Например, если у пожилого сельчанина случился перелом шейки бедра, то везти его надо только в областной центр, где уже накоплен большой опыт экстренного эндопротезирования. Да, за год в Воронежской области уже много сделано. К тому же здесь работает один из лучших и старейших медицинских вузов страны, и благодаря такому взаимодействию преобразования в экстренной медпомощи здесь должны оказаться наиболее эффективными. В ближайшее время это все оценят. Уровень медицинской безопасности в регионе должен стать высоким, – подчеркнул главный специалист России по скорой медицинской помощи. 

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ