Свежие новости
Все новости
Пробки



Уровень устойчивости: бюджетная система Воронежской области оказалась готова к кризису

06.06.2020, 02:43

Традиционный отчет губернатора Александр Гусева об итогах работы правительства за предыдущий год предваряет отчет об исполнении областного бюджета. Этот отчет глава департамента финансов Надежда Сафонова представила сначала на заседании правительства области, а затем и членам профильных комитетов регионального законодательного собрания.

Когда пригодился резерв

Обратимся к ключевым показателям бюджета, чтобы яснее представлять возможности и ресурсы, которыми располагает областная власть.

Итак, доходы областной казны за 2019 год составили 118,8 млрд рублей (из них свыше 84 млрд – собственные доходы области), расходы – 115,5 млрд. При принятии бюджета планировался дефицит в 6,5 млрд, а в итоге область завершила год с профицитом в размере 3,3 млрд рублей.

Как пояснила Надежда Сафонова, основной причиной такого итога стала положительная динамика отраслей экономики региона, благодаря чему бюджет исполнен с существенным приростом как по доходам, так и по расходам.

При этом областное правительство проявило себя рачительным распорядителем дополнительных доходов. Они не направлялись в течение прошлого года на текущие нужды (а такие нужды есть всегда, и они нескончаемы), эти средства были зарезервированы в виде переходящих остатков для финансирования расходов 2020 года.

фин2.jpg

За этот счет предполагалось еще больше нарастить объем софинансирования национальных проектов. Но тут грянула пандемия коронавируса, властям пришлось прибегать к мерам ограничительного характера, крайне неприятным для экономики.

Однако, как заметила на заседании правительства Надежда Сафонова, зарезервированные средства позволили области без дополнительного привлечения заимствований направить существенный объем собственных средств на мероприятия по предупреждению распространения коронавируса, а также пока не прибегать к резкому сокращению расходов в связи с прогнозируемыми потерями в доходах бюджета в результате проявившихся негативных явлений в экономике.

Это, может быть, самый существенный на сегодняшний день итог выверенной финансовой политики, которую проводят власти Воронежской области.

Кредитная история

Велика вероятность, что к заимствованиям все-таки придется прибегать (последствия пандемии просчитать невозможно), но почва для этого у Воронежской области вполне благоприятная: внутренний долг региона по итогам года сократился на 3,5 млрд рублей, остановившись на экономически безопасном уровне в 27,5 млрд, что соответствует параметрам соглашений, заключенных с Министерством финансов РФ.

Долговая устойчивость и надежность финансовой системы региона за год только утвердились. Так, в течение четырех месяцев рейтинговое агентство «Эксперт» повысило рейтинг кредитоспособности Воронежской области: из 26 субъектов Федерации с кредитным рейтингом, присвоенным агентством, регион занимает пятое место.

А национальные проекты, конечно, не остаются обделенными. Их финансирование было главной особенностью исполнения бюджета в прошлом году: на эти цели направлено 18,8 млрд рублей.

– Несмотря на заявленный уровень софинансирования по постановлению правительства РФ, где 2% осуществляется за счет субъекта, а 98%  за счет федерального бюджета, мы обеспечили софинансирование 43,3%, – отметила Надежда Сафонова, выступая перед областными депутатами.

фин1.jpg

Еще одна особенность бюджета-2019 – начавшаяся по инициативе губернатора областная адресная программа капитального ремонта объектов соцсферы, расположенных в муниципальных районах. В 2019 году на ее финансирование выделено 1,8 млрд рублей. Результат – 130 капитально отремонтированных объектов социальной сферы областной и муниципальной собственности. В 2020 году на продолжение этой программы заложен сопоставимый объем средств.

Такой глобальный ремонт уже сам по себе является неоценимой помощью для воронежских муниципалитетов. Но, по словам Надежды Сафоновой, одним из приоритетов работы департамента является выравнивание финансовых возможностей муниципалитетов и обеспечение сбалансированности всех местных бюджетов (до уровня поселений) по социально значимым расходам. В результате маневров на поле межбюджетного регулирования удалось сократить разрыв в уровне бюджетной обеспеченности муниципалитетов с 4,4 раза в 2012 году до 2,1 раза к 2020 году.

Всего в 2019 году область выделила муниципалитетам 38,1 млрд рублей в виде межбюджетных трансфертов, это на 10% больше, нежели в 2018 году. А в конце года всем дотационным районам была традиционно оказана дополнительная финансовая помощь. В 2019 году ее объем составил 239 млн рублей, что, по словам Сафоновой, частично позволил местным бюджетам иметь «подушку безопасности» уже в этом году.

Задачи каждого дня

Все эти громадные суммы бюджетных доходов и расходов мало о чем говорили бы широкой публике, если бы не одно существенное обстоятельство: именно эта публика прямо или косвенно является источником пополнения казны, а также и конечным получателем бюджетных средств.

Так вот: налог на доходы физических лиц поступил в бюджет области в прошлом году в сумме 26,9 млрд. Рост к уровню 2018 года составил 8,6%, и произошел он за счет увеличения фонда оплаты труда. В последние годы, отмечает Надежда Сафонова, в области вообще прослеживается устойчивая тенденция роста фонда оплаты труда: в среднем за 2017-2019 годы порядка 8% в год.

Именно на это обстоятельство обратил внимание губернатор Александр Гусев, комментируя доклад главы финдепартамента на заседании правительства:

 В 2019 году рост собираемости НДФЛ в регионе составил 8,6%. Фактически это рост заработной платы. Мы с вами практически выполнили задачу по росту зарплаты в экономике.

фин.jpg

Более того, сказал Александр Гусев, по итогам первого квартала (в котором, напомним, начались сказавшиеся на экономике меры против распространения коронавируса) рост собираемости налога на доходы физических лиц составил 10%.

Ясно, что за отчетом о проделанной работе тут же следует постановка задач на период, отчитываться по которому предстоит через год. И Александр Гусев такие задачи поставил:

 Мы сейчас должны более активно включиться в эту задачу – двукратного превышения роста оплаты труда над инфляцией, которая складывается на территории РФ. Поэтому сейчас нам нужны эффективные меры по снижению безработицы и стимулированию занятости.

Судя по тому, как развивается ситуация с коронавирусом на территории Воронежской области (а регион никак не может перейти ко второму этапу снятия ограничений), названные губернатором меры по стимулированию занятости для многих жителей могут оказаться просто спасительными.

Автор: Герман Полтаев
Смотреть все статьи
Читайте также:
Реконструкция путепровода на улице 9 Января в Воронеже идет к концу
Подробно


Специалисты "Россети Центр Воронежэнерго" с начала года отремонтировали свыше 1700 километров ЛЭП
Специалисты филиала «Россети Центр Воронежэнерго» продолжают планомерную подготовку электросетевого комплекса Воронежской области к осенне-зимнему периоду (ОЗП). Практически все работы ведутся с опережением календарного плана, утвержденного в ремонтной программе.
10.09.2020 11:48.
Фирму ООО «Строймонтаж» отлучили в Воронеже от торгов на 2 года
УФАС рассмотрел обращение АО Концерн «Созвездие» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Строймонтаж» за уклонение от заключения договора на поставку фрезерно-сверлильного станка.
09.09.2020 19:17.