2024-04-24

Заслуженный учитель РФ Зоя Корниенко – о тонкостях работы с детьми, первых ЕГЭ и основных качествах учителя

Учитель с большой буквы. Мастер своего дела. Любимый преподаватель. Только так отзываются о заслуженном учителе РФ Зое Корниенко ученики и бывшие коллеги.

Учитель с большой буквы. Мастер своего дела. Любимый преподаватель. Только так отзываются о заслуженном учителе РФ Зое Корниенко ученики и бывшие коллеги. Они отмечают ее невероятную самоотдачу и огромную любовь к детям.

На этот раз наша рубрика посвящена ей – педагогу на пенсии, которая 46 лет отдала школьному образованию, а в этом году за свои заслуги удостоилась памятного знака «Воронеж – город воинской славы» из рук мэра Александра Гусева.

Неслучайный выбор

Что такое педагогика? Обыкновенная специальность или призвание? Каждодневный рутинный труд или творчество? Если задать этот вопрос Зое Корниенко, учителю биологии, бывшему директору городской школы № 48, она незамедлительно ответит – судьба.

Когда пришло время выбирать профессию, юная Зоя не сомневалась: будет учителем. Окончив школу в совхозе «Красный Октябрь» Павловского района Воронежской области, она поступила на биологический факультет Воронежского педагогического университета (тогда еще института. – Прим. авт.).

– Признаюсь, я не рассматривала для себя других вариантов. Желание войти в класс и сказать: «Здравствуйте, дети. Начинаем урок» – было столь сильным, что я старалась достичь этой цели, – признается Зоя Андреевна.

Но эта мечта была осознанной, Корниенко понимала, что работа в школе – далеко не простой труд. Дети – самые строгие судьи и критики, и их любовь и уважение еще надо заслужить.

– Профессия педагога предполагает, что большую часть времени ты должен думать о тех, к кому приходишь на урок, – замечает учитель. – Ты должен давать им не только свои знания, но и часть души, я бы сказала даже – часть жизни. Учитель не может быть опосредованным, сторонним наблюдателем, он должен быть включен в процесс. И если этого не осознавать, то ничего хорошего не получится.

От вожатой до директора

Начинала Зоя Андреевна, как и многие связавшие свою жизнь с учительством, в пионерском лагере вожатой. Уже тогда ей было интересно собирать под своим крылом ребят и придумывать для них занимательные игры и творческие задания.

После окончания института Зою направляют на работу в воронежскую школу № 21.

– Наверное, именно здесь я сформировалась как настоящий педагог, получила главные профессиональные навыки. Дружный коллектив 21-й школы принял меня хорошо, старшие коллеги давали ценные советы, и я потихоньку училась правильному общению с детьми, – рассказывает Зоя Андреевна. – Важно с ними быть не «мягкотелой», а строгой, но – в меру.

Но с этой школой у Корниенко связано не только получение первого учительского опыта, но и воспоминания о первой любви. Здесь Зоя Андреевна встретила своего мужа Александра, с которым счастлива в браке уже почти 50 лет.

Но остаться в этой школе не получилось. Вместе с мужем Зоя Андреевна несколько лет провела в ГДР в составе ограниченного контингента советских войск. А когда вернулись, в 1983 году поступила на работу в школу № 12. Список регалий Зои Корниенко внушительный: учитель биологии, классный руководитель, председатель профсоюзного комитета школы, депутат районного совета народных депутатов…

– Зоя Андреевна была моим любимым учителем, – признается нынешний директор школы № 48, ученик и преемник Корниенко Андрей Артемов. – Ее уроки были не похожи на другие. Она много времени посвящала организации школьных мероприятий, экскурсиям и походам. Ее любят и уважают за особые человеческие качества, знание предмета, умение решать любые проблемы…

В 1987 году Корниенко назначили директором школы № 48, и при ней образовательное учреждение заняло ведущие позиции практически во всех рейтингах. В 1991 году школа одной из первых в городе начинает вводить в учебный процесс предметы эстетического цикла – хореографию, музыку, хоровое пение и др. А в 1993 году учреждение уже получает соответствующий статус: школа с эстетическим уклоном. В 2003 году учебное заведение стало местом проведения Урока Конституции, об этом распорядился тогдашний губернатор Владимир Кулаков.

Высокое качество образования в школе подтвердили результаты экспериментального ЕГЭ в 2008 году. Учреждение заняло третье место по Ленинскому району Воронежа.

– Это были достойные итоги, как мне кажется. Тогда никто не понимал, что в итоге получится, анализировать любые результаты было сложно, – рассказывает Зоя Андреевна. – Сейчас я понимаю, что ЕГЭ – это удобно: сдал экзамен один раз – и все. Внучке моей нравится такой подход. Единственное, как мне кажется, с внедрением единого госэкзамена уровень знаний по предметам гуманитарного профиля снизился. А ведь раньше мы выступали за формирование разносторонней личности, радели, чтобы дети одинаково хорошо ориентировались во всех областях.

В надежные руки

В 2009 году Зоя Андреевна уходит на пенсию. Но сегодня она ничуть об этом не сожалеет.

– Я передала школу в надежные руки, – говорит она.

Андрей Викторович, ее ученик, пришел в 48-ю школу учителем русского языка и литературы, и очень быстро был назначен завучем по учебно-воспитательной работе, а теперь он – директорствует.

– Я считаю, что учитель просто обязан быть профессионалом, преданным своему делу, должен безупречно знать свой предмет, любить детей, и самое главное – осознавать, что он ответственен за подрастающее поколение. Это мои принципы работы, которыми я всегда руководствовалась. И именно эти качества я увидела в молодом преподавателе Андрее Викторовиче. Когда школа в руках такого человека, я уверена в ее светлом будущем, – говорит Зоя Корниенко.

Ирина ЛАЗАРЕВА
Фото из личного архива

Справка

Зоя Корниенко очень любит общешкольные праздники, но в последнее время по состоянию здоровья редко их посещает. Исключение составляет день рождения Андрея Артемова, которого она очень ценит и уважает. Сам Андрей Викторович не скрывает: несмотря на то, что Зоя Андреевна не работает в школе уже восемь лет, они регулярно созваниваются – два-три раза в неделю. Артемов спрашивает у педагога советы касаемо различных конфликтных ситуаций и межличностных отношений.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ