2024-12-27

«Угробят высшее образование»: воронежские преподаватели отреагировали на инициативу разделить вузы на три разряда

Очередную реформу высшего образования обсуждает рабочая группа по госаккредитации, созданная российским правительством.

Очередную реформу высшего образования обсуждает рабочая группа по госаккредитации, созданная российским правительством. С инициативой изменить систему аккредитации вузов, разделив их на базовые, продвинутые и ведущие, выступило руководство Высшей школы экономики (ВШЭ). Что кроется за этой идеей и к чему может привести ее одобрение, выяснял корреспондент «Горкома36».

Предыстория

По данным федеральных СМИ, за четыре года Министерство образования и науки «отчислило» половину российских вузов и их филиалов. Как заявлял в конце июня этого года руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, из 2 тыс. 605 организаций высшего образования продолжают функционировать чуть больше 1,1 тыс., и работа в вопросах проверки качества образования в вузах продолжается. После этого Рособрнадзор лишил аккредитации Московскую высшую школу социальных и экономических наук и Европейский университет в Санкт-Петербурге, что спровоцировало волну негодования в профессиональном сообществе. На защиту известного негосударственного университета встали руководители десятков российских вузов, которые объявили существующую систему государственной аккредитации устаревшей.

Громкое заявление вызвало широкий общественный резонанс, а обращение с подписями 50 крупнейших российских вузов (впрочем, по другим источникам, их было гораздо меньше) было направлено президенту. В нем ректоры просили Владимира Путина отменить действующую систему госаккредитации и заменить ее другой, альтернативной. Подписавшиеся говорили о том, что аккредитация давно превратилась в абсурд и мучение: в отдельных вузах даже существует ставка специалиста, который занимается исключительно вопросами аккредитации образовательного учреждения, а порой документы, которые требуется собрать для ее получения, представляют собой 120 тыс. страниц печатного текста!

А 5 октября ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов сообщил, что правительство создало межведомственную рабочую группу, которая обсуждает вариант создания трех типов аккредитации вузов – базовой, продвинутой и ведущей.

В чем разница?

Вероятно, определенная логика в выдвинутой инициативе присутствует, ведь ректоры университетов и преподаватели не раз жаловались, что «задушены» бумажками, и на образовательный процесс из-за этого не всегда хватает времени. А потому вопрос изменения системы госаккредитации вполне своевременный. Но раз так, то почему значительная часть профессионального сообщества раскритиковала инициативу ВШЭ?

Концепция такова: разделить вузы на базовые, продвинутые, ведущие и выдавать им аккредитацию в зависимости от разряда. Базовые образовательные организации должны будут большую часть лекций проводить в формате онлайн. Продвинутая аккредитация предполагает, что вуз будет готовить все курсы своими силами, а аккредитацию ведущего университета получат только те вузы, которые обязуются все свои базовые курсы по профильному направлению и значительное число курсов по выбору реализовать в онлайн-форме и сделать общедоступными. Проще говоря, ведущие будут создавать лекции, а базовые – их смотреть. Продвинутые займут промежуточное положение.

Посягательство на автономию?

Инициатива – пока, к слову, не одобренная, – вызвала волну обсуждений в социальных сетях. Своими размышлениями делятся не только преподаватели вузов, но и люди совершенно разных профессий, родители и сами студенты. Одни видят в этом угрозу системе высшего образования и посягательство на автономию вузов, а другие – прекрасное дополнение к традиционному образованию и экономию времени.

«Горком36» узнал, как к инициативе относятся представители воронежского педагогического сообщества.

Дмитрий Ендовицкий, ректор ВГУ, председатель Совета ректоров вузов Воронежской области (в рамках круглого стола «Воронеж – цифровая экономика в действии», ABIREG.RU):

– Я никому не пожелаю лечиться у врача, который получил образование через онлайн-курсы. Я уверен, что это предложение было внесено для того, чтобы региональные вузы оплачивали очное обучение студентов «ведущим» или массово закупали у них же онлайн-курсы. Во всем нужен компромисс, онлайн-образование как дополнительный инструмент получения знаний имеет место. Профессиональные компетенции, которые появляются в результате лабораторной работы и практических занятий, это не заменит никогда.

Сергей Колодяжный, ректор Воронежского опорного университета (ВГТУ):

Колодяжный.jpg– Важно понять, что любая инициатива – это всегда движение вперед, а вот во что она выльется – посмотрим. Подробно комментировать инициативу преждевременно, реформа бурно обсуждается рабочей группой по госаккредитации в правительстве, планируются общественные обсуждения. Только после этого, когда будет предложено единое мнение, сформирована единая «дорожная карта», можно будет поделиться своим видением и дать рекомендации. Но хотелось бы отметить, что сегодня в жизнь активно входит понятие «цифровая экономика», и оно пронизывает практически все специальности, поэтому новые документы в рамках развития российской науки, конечно, должны появляться. При этом мы знаем, как должны развиваться в своих регионах, а департамент задает направление нашему движению. 

Срез качества и контроль образовательных процессов в высших учебных заведениях является крайне приоритетной задачей, которая обеспечивает позицию качества выпускника на территории России. И если в одном регионе мы ослабим этот контроль или вообще уйдем от него, то неизвестно, чем это обернется. А трудозатраты на эти вопросы надо сокращать.

Владимир Сапунов,  доктор филологических наук, профессор ВГУ:

Сапунов.jpg– Ректор ВШЭ – лицо влиятельное, за ним стоит могущественное либеральное экономическое крыло правительства. Есть опасения, что реформа, предложенная им, будет принята, причем в самом плохом ее виде. Все, что идет от ВШЭ, всегда плохо – введение Болонской системы, ЕГЭ, «подушевое» финансирование (зарплата преподавателя зависит от того, сколько студентов на него приходится. – Ред.)…

Данная инициатива, на мой взгляд, дискредитирует одни вузы по отношению к другим, в широком понимании – это посягательство на автономию образовательных учреждений. Кто и как планирует присваивать вузам разряд? Не думаю, что в этом вопросе можно ожидать объективности. Разумеется, это сыграет определенную роль при выборе вуза абитуриентами.

Полный переход на онлайн-курсы считаю полной глупостью и/или вредительством – это значительно уменьшит возможности преподавателей нормально и творчески работать. Убежден, что живого общения в аудитории ничто не заменит. Возможно, лекции в сетевом формате могут стать хорошим дополнением к традиционному обучению «за партами», но они никогда не заменят живого разговора с преподавателем. Но, на мой взгляд, цель предложенной реформы – не в улучшении образовательной системы. Это снова некое маниакальное стремление урезать и сократить. Сократить расходы на образование, урезать штат, зарплаты. Повысить экономическую эффективность, но не эффективность обучения. Еще раз – все предложения по реформам образования, что идут от «Вышки», к повышению качества образования не имеют никакого отношения. Есть богатый деструктивный опыт.

Но я согласен с тем, что критерии системы аккредитации должны быть пересмотрены. Нельзя по одним и тем же образовательным стандартам оценивать естественнонаучные и гуманитарные вузы. Рособрнадзор разбушевался, проверки проходят в жестоком стиле, многие проверяемые направления в солидных вузах закрываются или приостанавливаются. Аккредитация превратилась в молох. Например, ВГУ получил аккредитацию в 2015 году, но уже сейчас фактически начал готовиться к следующей в 2021 году. Бюрократия становится важнейшим фактором в работе преподавателя. Составлять отчеты и программы – настоящее искусство, ведь придираться могут к чему угодно. Нелепость! Систему госаккредитации нужно менять обязательно – в сторону дебюрократизации, делать ее максимально простой и прозрачной.

Будем надеяться, что реформы российского образования пойдут по пути повышения качества обучения при сохранении и умножении традиций универсального гуманитарного образования и фундаментального и инновационно-эффективного технического. А те, кто предлагает очередные реформы образования, оправданные только с точки зрения бухгалтерской эффективности, будут рассуждать не о вузах, а об условиях содержания в тюремных камерах. Где им самое место.

Альбина Золотарева, профессор Воронежского института развития образования, народный учитель РФ:

Золотарева.jpg– Не думаю, что эта инициатива здравая и оправданная. Наши школы не готовят детей к реальной жизни: если отменить лекции в вузах, переведя все в онлайн-ресурс, то мы рискуем получить на выходе необразованного взрослого человека. У вчерашнего школьника слабый уровень мотивации к знаниям, и полагать, что он самостоятельно – системно и обдуманно – будет просматривать все лекции, размещенные на онлайн-платформе, даже наивно. Конечно, студент ознакомится с ними перед экзаменами, но о качестве таких знаний говорить не приходится. Я убеждена, что нельзя отказываться от живого общения с преподавателями, потому что именно он советует хорошую дополнительную литературу, способен привить интерес к своему предмету, увлечь, ответить на возникший вопрос здесь и сейчас. Нельзя отрицать человеческий фактор. С другой стороны, идея может быть оценена положительно, но только при условии, если сперва изменить систему общего образования. Школьные учителя должны научиться выпускать самостоятельных, образованных, глубоко замотивированных личностей.