На прошлой неделе региональное управление Федеральной антимонопольной службы распространило информацию о выявленном сговоре между региональным Фондом капитального ремонта многоквартирных домов и рядом подрядчиков, которые по договорам, заключенным с Фондом, выполняли работы по подготовке проектной документации для капремонта многоквартирных домов и по последующему строительному контролю за ходом его проведения.
Не МУПом единым
ФАС установила, что эти работы выполнялись в том числе одним муниципальным учреждением (МКУ «Гордез ЖКХ») и одним государственным предприятием (ГУП ВО «Облкоммунсервис») по бессрочным договорам, которые были заключены еще в 2015-2016 годах. Но в тот период ни один надзорный орган не увидел в них никакой крамолы, хотя надзор за деятельностью Фонда капремонта осуществляется всесторонний и скрупулезный. Мы попытались разобраться, в чем дело и как подряды на разработку проектно-сметной документации и последующий строительный контроль достались муниципальному учреждению и государственному предприятию.
По итогам проведения открытого конкурса победителями были признаны не только государственное унитарное предприятие «Облкоммунсервис» и муниципальное казенное учреждение «Гордез ЖКХ», но и ООО «РегионЖилСтрой», что свидетельствует о соблюдении принципа конкурентности при проведении конкурсного отбора
Денис Горобурдо,
Выяснилось, что договоры эти были заключены в полном соответствии с действующим законодательством. Причем подрядчики были определены не чьим-то волевым решением, а в результате публичной конкурсной процедуры.
– В 2015 году региональный оператор провел открытый конкурс по отбору подрядных организаций на разработку проектно-сметной документации и осуществление строительного контроля. Вся конкурсная документация, как и положено в таких случаях, была размещена на сайте Фонда, и с ней мог ознакомиться любой потенциальный участник конкурсного отбора. По итогам проведения открытого конкурса победителями были признаны не только государственное унитарное предприятие «Облкоммунсервис» и муниципальное казенное учреждение «Гордез ЖКХ», но и ООО «РегионЖилСтрой», что свидетельствует о соблюдении принципа конкурентности при проведении конкурсного отбора, – подчеркнул начальник юридического отдела Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области Денис Горобурдо.
Несмотря на жесткий контроль хода капремонта со стороны заказчика, отмечают в Фонде, нередко отобранные на конкурентных торгах подрядчики оказываются крайне недобросовестными. Сама по себе конкурентная процедура – благо для любого заказчика. Она позволяет из целого ряда претендентов выбрать того, кто предложит то же качество, но за меньшие деньги. Но в нашем неидеальном мире она открывает нечистым на руку игрокам целый ряд возможностей для не самых честных маневров.
Однодневный подряд
– Благодаря заключенным ранее бессрочным договорам подрядчики были поставлены в очень жесткие рамки – им приходилось выполнять работы в строгом соответствии с разработанной проектно-сметной документацией, а также сталкиваться в ходе ремонта со строительным контролем, который выполняет не фирма-однодневка, а муниципальное учреждение и госпредприятие, – отметил Денис Горобурдо.
Хочешь – не хочешь, а будешь выполнять работы с определенным качеством, чтобы минимизировать неприятности при приемке. Кстати, результаты капремонта принимают и жители многоквартирного дома в лице своего уполномоченного представителя, избранного общим собранием, а значит, подрядная фирма не получит окончательного расчета до того момента, пока представитель собственников помещений в многоквартирном доме не поставит свою подпись в акте выполненных работ.
– Но мы понимаем, что далеко не все старшие по домам имеют специальное образование, а у большинства и вовсе нет времени детально вникать в вопросы капремонта их имущества: делают – и ладно, – поделился начальник юротдела Фонда. – Поэтому еще в 2015 году мы предусмотрели дополнительные возможности контроля за деятельностью подрядчиков – в виде разработки проектно-сметной документации и последующего строительного контроля за проведением строительно-монтажных работ именно сторонними специализированными организациями. И руководствовались мы действовавшим на тот момент законодательством.
Представьте мощную подрядную организацию, специализирующуюся на капремонте многоквартирных домов, которая намерена побороться за крупный лот в несколько сотен миллионов рублей. И представьте, что никаких рычагов воздействия и контроля над ней нет, а есть только электронные торги с падением в цене на разработку проектно-сметной документации и на последующий строительный контроль.
Напомним, фирме предстоит бороться за несколько сотен миллионов рублей на капремонт домов. При этом на разработку ПСД заложены на несколько порядков меньшие средства. А на последующий строительный контроль – и вовсе несколько сотен тысяч рублей. Таковы цены на эти работы на рынке. Эти объемы не идут ни в какое сравнение с общим объемом заказа на собственно строительно-монтажные работы по капремонту многоэтажек, поэтому хитрый подрядчик может сделать (и часто делает) интересный маневр – создать несколько юрлиц-«дочек» с соответствующими видами деятельности, выйти на торги, «упасть» в цене практически до нуля и выиграть право на заключение контрактов.
В результате одна «дочка», которая может существовать только на бумаге с директором-юристом и компьютером, «разработает» какую надо фирме документацию, чтобы той легче было забрать основной объем заказа, а другая «дочка» потом подмахнет любые документы, подтверждающие высокое качество работ – осуществит «строительный контроль». И исчезнет, обанкротившись.
Такие случаи происходили на других торгах.
В чью пользу надзор?
В 2011 году вместе с конкурсом на выбор подрядной организации для реконструкции одной из городских магистралей проводился еще и отбор компаний, осуществляющих надзор за строительством. В результате ожесточенной битвы на понижение торги выиграла фирма, предложившая выполнить работы по надзору за… 30 копеек!Несмотря на всю абсурдность ситуации, отклонить претендента на законных основаниях было нельзя – все формальности были соблюдены. Остается только догадываться, какого качества был тогда этот надзор и в чьих именно интересах он осуществлялся.
– Законодательство нам позволяло не допускать подобных ситуаций в сфере капремонта несколько лет, но нормы изменились. Закон обратной силы не имеет, договоры на разработку проектно-сметной документации и строительный контроль были заключены до вступления в силу постановления Правительства РФ № 615 от 01.07.2016 г. и действуют бессрочно. Тем не менее управление ФАС по Воронежской области усмотрело в этом ограничение конкуренции. Мы благодарны надзорному органу за то, что он помогает повысить эффективность нашей работы. Но здесь борьба за свободу конкуренции чревата утратой нами и жителями области действенных механизмов контроля за выполнением строительно-монтажных работ. Фонд подготовит обоснованные возражения на вынесенные решения управления ФАС и обжалует их в вышестоящей судебной инстанции, – заявил начальник юридического отдела Фонда капремонта Денис Горобурдо.
Удастся Фонду отстоять свою правоту, или необходимо будет привести договоры и порядок их заключения в соответствие с изменившимся законодательством, решать суду. Но каждый собственник, особенно проживающий в немолодом доме, понимает, что капремонт за счет взносов, аккумулированных Фондом, – это фактически единственный шанс привести свое имущество в порядок. И следующего ремонта придется ждать минимум 10-15 лет. В таком случае конкуренция на торгах – это, безусловно, очень хорошо. Но настолько ли, чтобы доверить разработку ПСД и осуществление строительного контроля фирмам-однодневкам?
Я бы предпочел, чтобы это делали государственные или муниципальные организации – они-то никуда не денутся. С них хоть спросить потом можно будет.