2024-11-23

«У нас и так все забюрократизировано!» Депутат Госдумы Андрей Марков – о необходимом и неизбежном в муниципальном реформировании

Инициатива депутата Госдумы от Воронежской области Андрея Маркова оказалась в центре внимания думской фракции «Единая Россия»

Инициатива депутата Госдумы от Воронежской области Андрея Маркова оказалась в центре внимания думской фракции «Единая Россия» – об этом на днях написал «Коммерсантъ». Речь идет о законопроекте, избавляющем сельских депутатов от необходимости подавать декларации о доходах и имуществе.

Но рассмотрение проекта депутаты в очередной раз перенесли на весеннюю сессию: похоже, слишком непривычно звучит такое предложение во времена тотальной борьбы с коррупцией. Тем не менее, как заявил корреспонденту «Горкома36» сам Андрей Марков, сторонников этой идеи среди его коллег становится все больше.

А зачем это надо?

– Как известно, только в Воронежской области около десятка сельских депутатов за последние месяцы лишились своих мандатов – как правило, по итогам прокурорских проверок, – уточнил депутат Андрей Марков. – И у нас еще далеко не худшая ситуация: есть регионы, в которых множество поселений остались без «законодательной власти». Кто у нас в сельсоветах? Фельдшер, учитель, культработник. Надо еще найти в небольшом селе достойных, грамотных людей, надо их попросить поработать в сельском «парламенте» – ведь эта деятельность общественная и неоплачиваемая. А потом выясняется: чтобы собрать справки для декларации, депутату нужно доехать до своего или даже соседнего райцентра, да в банке еще заплатить сто рублей за бумажку. И рано или поздно у них возникает вопрос: а зачем мне это надо?

– Но принципиальный отказ от декларирования вызывает неприятие у всех борцов с коррупцией!

– При чем тут борьба с коррупцией? Настоящий коррупционер так все оформит, что комар носа не подточит, да и не в селе его искать надо в первую очередь. А учительница непременно забудет про сберкнижку 91-го года с 3 рублями на счете – и все, она уже не депутат, да еще с клеймом «нарушила антикоррупционное законодательство». Звучит-то сурово! А на ее место придет какой-нибудь авантюрист, который и впрямь попытается украсть сельскую копейку. Таким образом, наша «борьба с коррупцией» может привести к обратным результатам.

– Мы слышали, есть компромиссное предложение – создать при райадминистрациях отделы по заполнению деклараций сельским депутатам.

– И они наплодят пятьсот инструкций и затребуют тысячу отчетов! Мне кажется, у нас и так все донельзя забюрократизировано. Наоборот, надо избавляться от лишних структур власти. Я, например, предложил ввести в юридический оборот термин «муниципальный сельский округ», чтобы дать возможность упростить системы управления в малочисленных районах. У нас в стране есть районы, где по 2-3 тыс. населения. И там тоже функционируют два уровня муниципальной власти – районная и сельские администрации – и у каждой свой штат, бухгалтерия, отчетность. При этом сельское население, как и во всем мире, продолжает сокращаться – так что скоро в таком районе может никого, кроме муниципального начальства, не остаться.

За сельский округ

– У нас есть Борисоглебский городской округ, который в одном уровне власти успешно объединяет и городское, и сельское население.

– Да, согласно действующему законодательству, если все поселения муниципального района захотят объединиться в одно, то они смогут стать городским округом – но именно «городским». Однако перемена статуса связана с большими неудобствами для жителей. Например, усложняется получение нотариальных услуг. Теряется возможность участия в программах по обеспечению молодых семей жильем и привлечению молодых специалистов, которые действуют для села. Надо бесконечно менять законодательство, чтобы эти нестыковки ликвидировать. Статус «сельский муниципальный округ» мог бы устранить подобные издержки. Но провести это мое предложение через Госдуму непросто, поскольку оно вводит принципиально новое юридическое понятие.

– Как ни тасуй муниципальную колоду, денег в нищих бюджетах не прибавится. А именно на бюджетную скудость муниципалы жалуются в первую очередь.

– Эта проблема давно назрела. В Воронежской области дотационны практически все муниципалитеты. В большинстве случаев собственных средств не хватает даже на оплату труда администрации. Вроде бы ничего плохого в централизации межбюджетных отношений нет, это привычно для нас: ну забрал центр миллиард рублей от собранного налога на прибыль – потом ведь все вернется  в виде субсидий, трансфертов. А если повезет, то и в большей сумме. Но, во-первых, возникает вопрос сроков: трудно прогнозировать, когда «вернется миллиард» и на каких условиях – и значит, непросто планировать местные расходы. Во-вторых, он частично вернется в виде целевых программных средств. Префекту предложат строительство бассейна, хотя району сначала нужно было бы три детских сада. У нас в думском комитете по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления все единодушны в том, что нужна реформа, которая даст больше финансовой самостоятельности муниципалитетам – и значит, даст гарантию скорейшего и более эффективного решения местных вопросов.

– Так пусть эти префекты учатся зарабатывать, пусть привлекают инвесторов!

– Да, все правильно – как лозунг. Придет инвестор, который всего заплатит, например, 50 млн налогов в год, и пять из них останутся в районе. А сколько хлопот по созданию условий – дорога, газ, вода, электричество, социальная сфера и так далее! В Воронежской области я не знаю ни одного главы, который отказался бы от инвестиций в своем муниципалитете. Но сама система такова, что местным властям, получается, выгоднее просто ждать: авось в район придет очередная федеральная программа – и с нею какие-нибудь инвестиции. И не важно, в какой последовательности. Вот и строим сегодня дорогу, а завтра водопровод под дорогой…

Нужно для счастья

– Кроме формального Борисоглебского городского округа, есть реальная Воронежская агломерация, которая объединила все ближние к облцентру районы – вплоть до Каширского. Будут ли российским парламентом узаконены подобные образования?

– Да, такая работа идет, и, надеюсь, она завершится до конца нашего созыва. Я люблю Воронеж и не хочу, чтобы формирование его агломерации обозначилось, как в Москве, «зубцами» небоскребов за кольцевой, перспектива которых – превратиться через одно-два поколения в гетто. Пусть в его пригороде будут парки, малоэтажная застройка, красивые ландшафты. Нужно так организовать городские и пригородные пространства, чтобы в них человек чувствовал себя счастливым. Это не мое выражение, это фраза моего близкого товарища, но я полностью с ней согласен. И это лучшая основа патриотизма.

Беседовал Александр САУБАНОВ

СПРАВКА:

Андрей Павлович МАРКОВ родился 30 июня 1972 года в Белгороде. Окончил исторический факультет Воронежского госуниверситета. С 1994 года проходил военную службу в российских органах безопасности.

С 2009 по 2016 год – на различных руководящих должностях в правительстве Воронежской области.

На выборах 18 сентября 2016 года Андрей Марков избран депутатом Государственной Думы от Павловского избирательного округа. Член фракции «Единая Россия». Член комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.