2024-12-26

Тюремный роман: в исправительной колонии Воронежа осужденные готовят спектакль по Достоевскому

За тяжелой железной решеткой-дверью, которой оснащена входная группа исправительной колонии №2, городская суета останавливается. Мир с обратной стороны стены кажется размеренным и предсказуемым, но хотя он и огорожен бетонными плитами и колючей проволокой, все-таки остается частью общества. Осужденные здесь работают, учатся и даже играют в самодеятельном театре.

За тяжелой железной решеткой-дверью, которой оснащена входная группа исправительной колонии № 2, городская суета останавливается. Мир с обратной стороны стены кажется размеренным и предсказуемым, но хотя он и огорожен бетонными плитами и колючей проволокой, все-таки остается частью общества. Осужденные здесь работают, учатся и даже играют в самодеятельном театре.

Свобода творчества

В аскетичном пространстве темных штор и примитивных декораций, собранных своими руками, рождается «сцена в трактире». Парень лет 30 монотонно читает монолог Мармеладова. Новая постановка коллектива «Театр_ИК-2» по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание» – кружево разных жизненных теорий, вложенных автором в своих персонажей, стремящихся оттенить несовершенство мыслей Раскольникова.

– Все мимо! – кричит педагог Наталия Лазарева «Мармеладову». – Мне учить тебя пьяного играть? Записывать это нельзя. Нет! Что за кашу ты в рот набрал! А ну-ка, давай снова! Соберись, Федя!

В исправительной колонии № 2 осужденные отбывают свой первый и, хочется надеяться, последний срок – за распространение наркотиков, кражи, грабежи. К характеру Наташи они уже привыкли: если кричит, то не со зла – просто сильно переживает за свое дело. Театр возник в 2018 году как проект социальной реабилитации осужденных с помощью театрального искусства, он получил название «Свобода творчества». В разное время в этом любительском театре воплощались спектакли по произведениям Григория Горина, Евгения Шварца, Булата Окуджавы. К репетициям «Преступления и наказания» Достоевского приступили накануне юбилея писателя (11 ноября отмечалось 200-летие со дня рождения писателя).

– Это самая трудная наша работа, – признается Наталия. – Блин, Федя, ты о том, что твоя дочь проститутка, рассказываешь так, будто она просто за хлебом вышла. Ну что ты такой сонный сегодня? – она продолжает «раскачивать» Федю.

Занятия проходят по понедельникам и четвергам, и на два часа тюремный актовый зал превращается в место сотворчества, где люди не делят друг друга на заключенных и вольных, а устраивают читки, обсуждают характеры и спорят о глубинных смыслах, заложенных писателями в свои тексты.

Несколько артистов, прежде чем выйти на сцену, вообще не знали о романе, хотя он входит в школьную программу, но другие – перечитывали по нескольку раз.

– Самый простой путь здесь – поставить незамысловатую сценку в формате КВН, потому что здесь это хорошо примут и ребятам в этом будет проще существовать, но тогда какой воспитательный эффект? Мне важно, чтобы материал, в котором мы работаем с артистами, заставлял прыгнуть выше головы. Чтобы в нем было много спорных моментов, чтобы это порождало мыслительный процесс. Раскольников – преступник, его теория несовершенна. История, которую мы играем, дает ребятам понимание – почему. Я на это очень надеюсь. А если так, то сюда я пришла не зря, – рассказывает Наталия Лазарева.

«Не все потеряно»

Роме немногим за 30, но выглядит он старше своего возраста. На вопросы о театре и о своей жизни отвечает коротко: отбывает срок за наркотики, на занятия его привели добровольно-принудительно. Но репетиции почти сразу захватили, погрузили в процесс и стали исцеляющей терапией. Через пару месяцев Рома выходит на свободу, и роль Свидригайлова, доставшаяся в спектакле, станет для него последней в этих стенах. Но Рома надеется не оставить сцену, хочет попробовать себя в других любительских коллективах Воронежа.

– Для актеров хорошее качество – детская непосредственность, но трудно оставаться детьми с их взрослым опытом. Но у впервые отбывающих срок не все потеряно. когда у них появляется общая цель – спектакль, в них просыпается хороший азарт. И его даже больше, чем у людей того же возраста по ту сторону забора, – поясняет Наталия. – Здесь так много талантливых ребят! Хотя добиться лучших результатов, конечно, можно в зоне более строгого режима, просто потому что там сроки длиннее.

Осужденные из воронежских колоний участвуют в конкурсах-смотрах, создают команды КВН, собираются в вокально-инструментальные оркестры, играют в театре. Возможностей для творческой самореализации сейчас немало, да и энтузиасты вроде Наташи встречаются. К примеру, девушка выиграла в грантовом конкурсе форума «Таврида», благодаря которому педагогами тюремных артистов стали профессионалы из воронежских театров.

От скепсиса до откровения

– Функцию перевоспитания осужденных с нас, похоже, никогда не снимут, хотя первоочередная наша задача все-таки в исполнении наказания заключается. Когда Наталия пришла с этой идеей, был определенный скепсис. А когда вышла первая работа, мы получили лояльные и интересные отзывы. Попав позже на репетицию, увидел, насколько это увлекательно для осужденных. Для меня это стало откровением. Театр же – гораздо сложнее, чем творческие конкурсы, которые мы ежегодно реализуем, он требует большей эмоциональной отдачи, трепета и перевоплощения. И у них – получается! Теперь «Театр_ИК-2» – одна из главных «фишек» нашей системы, – говорит руководитель пресс-службы регионального управления ФСИН Сергей Куренков.

В этом актовом зале – абсолютная магия: через творческий процесс и созидание стараются исцелить души отбывающих срок.

– В тюрьме самое важное – не стать хуже, чем ты сюда пришел. А это люди, которые вернутся в общество. Человек попадает сюда, потому что у него было какое-то деструктивное поведение, а оно – следствие того, что его уже где-то надломили. Если здесь его доломают, то на воле он продолжит совершать деструктивные действия. Пусть театр будет тем местом, куда осужденные могут прийти и почувствовать себя просто людьми, способными делать добро, созидать, способными любить. Здесь ребята получают возможность не потерять связь с внешним миром, – говорит Наталия. – Причем это работает в обе стороны: общество должно принимать осужденных обратно, давать им шанс. Поэтому мне так важна фраза Мармеладова: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти».

По словам Наталии Лазаревой, те 40-50 человек, которые прошли через ее театр, пока не возвращались в колонии…

Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото Алисы Ермаковой