Аварийность с участием пассажирского транспорта растет пугающими темпами. Подобные факты побудили руководство воронежского главка МВД инициировать проведение круглого стола "Обеспечение безопасности пассажирских перевозок" с участием профильных чиновники и представителей автопредприятий. Мероприятие такого формата в Воронеже, по уверению правоохранителей, проведено впервые.
Спикеров в Доме журналистов собралось столько, что не все они смогли разместиться за столом. Вскоре стало понятно, в чем уникальность мероприятия: обсуждалась не просто статистика ДТП, но и ее экономические, социальные причины.
– В 2018 году в регионе произошло 95 ДТП по вине водителей – рост на 60% к 2017 году, в областном центре число таких инцидентов выросло на 81%, – доложил начальник областного ГИБДД Евгений Шаталов. – Основные причины – нарушение скоростного режима, правил маневрирования, неправильный выбор дистанции.
Уже общепризнанно, что все эти лихачества имеют экономические корни: зарплата водителей зависит исключительно от оплаты проезда, и погоня за пассажирским рублем побуждает фолить чуть ли не на каждой остановке и отчаянно нарушать режим работы. Один из примеров от Шаталова: 1 марта на левом берегу произошёл наезд автобуса ПАЗ на пешехода. Да, пешеход переходил дорогу в неположенном месте. Но в ходе проведённой проверки установлено, что водитель находился за рулём автобуса почти 14 часов.
Считается, что переход на безналичную оплату поможет преодолеть дикие нравы наших транспортников. Но главный автоинспектор области предложил самый радикальный вариант решения проблемы:
– Нужно переходить на иной принцип оказания услуг в сфере перевозок. Муниципалитет мог бы формировать заказ на осуществление перевозок и выплачивать фиксированную сумму. А деньги от оплаты проезда будут поступать напрямую в бюджет. Перевозчику станет неважно, сколько он перевез пассажиров: на первое место выйдут соблюдение графика и безопасность.
Но владелец воронежской транспортной компании «Автолайн», депутат гордумы Дмитрий Крутских напомнил, что уже сейчас себестоимость перевозки одного пассажира на некоторых предприятиях достигает 28-39 рублей, и 40-50 копеек с каждой безналичной транзакции уходит в пользу банка. Когда появится еще посредник в виде городского бюджета, себестоимость проезда наверняка еще больше возрастет.
Может, и наступит долгожданная «прозрачность» перевозок, но цена ее может оказаться слишком высокой.