Системе школьного образования нужно срочно меняться – на круглом столе в Доме журналистов это утверждение звучало как аксиома. Эксперты, собравшиеся там, уверены, что все попытки и эксперименты последних лет в стремлении к эффективным изменениям в этой сфере, по большому счету, потерпели фиаско…
Когда реформы – манипуляции?
– В современной школе очень многое нас не устраивает, – говорит директор АНО «Молодежный институт социальных программ», председатель комиссии по образованию и молодежной политике Общественной палаты Воронежской области Наталия Киреченкова. – Школа не смотрит в будущее, а реализует в 90% случаев заученные алгоритмы. Это не отвечает тем вызовам, с которыми наши дети столкнутся, когда станут взрослыми. Как бы мы ни хотели, скорость развития цифровизации и искусственного интеллекта огромна, и мы понимаем, что многие рабочие места будут роботизированы. Сегодня нужно задаваться вопросом о том, а в чем мы будем конкурентоспособны по сравнению с роботами. Нужно развивать коммуникации, навыки критического мышления, более того, мы должны научить детей работать и вне алгоритма – в этом успех.
О том, что общеобразовательной школе нужно меняться и соответствовать требованиям времени, говорят уже давно, и попытки реформ предпринимаются. Впрочем, уверены эксперты круглого стола, все эти попытки были направлены не туда, поэтому и провалились. Реформа ЕГЭ, манипуляции с учительскими часами, переиздание учебной литературы в корне не изменили ситуацию с качеством образования.
– Но традиционная школа отвечает тем запросам, которые ставит перед ней государство, а государство проверяет образовательные организации по тому, как будут сданы ЕГЭ. Но оценка, количество баллов на экзамене – это не про уровень знаний. Нам кажется, что образование должно стать продуктивным, а продукт в данном случае – не объем знаний, не сам выпускник, а то, что он сумел создать за время своей учебы, – говорит Наталия Киреченкова.
Мотивирование и запрос
На круглом столе предприниматель Ирина Санникова презентовала проект частной школы, директором которой она сама и станет. Частное образовательное пространство, с ее слов, будет отвечать индивидуальному запросу каждого ребенка (впрочем, как в своем выступлении заметила Киреченкова, у современных детей нет образовательных запросов, нет мотивации к обучению, ребенок, говорит она, «пешка» в руках родителей и учителей). В своей школе Санникова пообещала уделять формированию мотивации и интереса к учебе особое внимание. Также в этой среде не будет привычной кабинетной системы. И главное – школьники смогут выбирать, какой из предметов они будут изучать больше, а какой меньше. Здесь откажутся от отметок, а все работы по оценке знаний будут проводиться между четвертями. Но ЕГЭ выпускники этой частной школы сдавать будут, так как того требуют существующие государственные стандарты. К каждому ребенку будет прикреплен тьютор, фактически персональный коуч.
– Вы же не ездите на «жигулях» и не пользуетесь кнопочным телефоном, – сказала Ирина Санникова.
Звучит, конечно, красиво: маленькие классы вместо переполненных, учеба ради знаний, а не оценки, замотивированный ребенок, который умеет взаимодействовать с социумом… Но есть ли в этом реальная забота о качестве образования? Однозначного ответа нет, особенно после информации о том, что такое «продуктивное» образование вашего ребенка обойдется вам в 29 тыс. руб. в месяц.
По пути инертности
Впрочем, школьных проблем масса. К примеру, контроль в виде ЕГЭ действительно подменил настоящие цели образования, учителей задушили бумажками и федеральными стандартами, за которыми масса отчетов.
– Школьники в последних классах заточены только на те предметы, которые они будут сдавать, это приводит к сужению кругозора и понижению общего уровня знаний, – подтверждает ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий. – Между тем к нам приезжают поступать абитуриенты из 82 регионов России, и мы, оценивая их подготовку, понимаем, что в Воронеже обеспечивается вполне достойный уровень школьного обучения.
Но пробелы в знаниях у выпускников этого года будут, уверен ректор.
– На качество поступления в вузы очень повлияла ситуация с пандемией. Мое мнение такое, что дистант ведет к снижению качества подготовки и демотивации к обучению, отсутствию должного контроля над выполнением заданий. Конечно, от цифровизации уже нельзя уйти, и мы будем использовать смешанные форматы, но подготовка и школьников, и студентов невозможна без наставника и среды, в которой можно передавать навыки в очном формате, – говорит Дмитрий Ендовицкий.
– Я понимаю, что систему школьного образования считают инертной, потому что она устоявшаяся и не всегда успевает за изменениями. Но в последние годы у нас открыты центр опережающей подготовки, ребята создают и разрабатывают свои «продукты» в рамках проектной деятельности, открываются современные школы, где предусмотрены для этого все условия. Где-то, конечно, этого пока нет, не везде одинаковые условия. Но мы видим, что изменения происходят и их скорость велика. Сейчас нужно научиться управлять этими изменениями, чтобы детям было интересно учиться, чтобы они были замотивированными, – считает начальник отдела организации предоставления общего образования регионального департамента образования, науки и молодежной политики Оксана Кузнецова.
Ирина ЛАЗАРЕВА