День народного единства – праздник, который пока не занял однозначного места в нашей системе ценностей, и граждане порой удручают ответами социологов, путая его то с Днем России, то с Днем Конституции. А ведь мы, на минуточку, говорим практически о преемнике главного госпраздника великого СССР.
Хотя что чему пришло на смену – большой вопрос. Указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное (!) празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали вплоть до Революции 1917 года.
Если бы не случилось этого мимолетного – ну, для часов-то истории! – перерыва на советскую власть, мы бы и сейчас праздновали что-нибудь вроде Дня благодарности. Но когда в 2005-м возобновлялась старинная традиция, нам, в условиях идеологического вакуума, важнее было единение, и чтоб не хуже, чем «на 7-е». Мы еще точно не знали, вокруг чего нам «единиться», но сама идея казалась сверхценностью. Было бы единство, а идеологию к нему приложить недолго.
Но так ли это? Для демонстрации нашего единства в ход идут песни и пляски разных народов. Но ведь это не единство, это старая добрая дружба народов, которая тем и ценна, что каждый этнос сохраняет свою самобытность.
Три поколения россиян уже не воюют против захватчиков. Каждый встроен в поле того или иного бизнеса – и здесь единство может быть разве что перед лицом тотальной роботизации. В религии, в политике мы только приветствуем «рост ста цветов». Я, в принципе, не против единения с Романом Абрамовичем, но за самого Рому – не уверен.
И все же мы будем отмечать праздник, наслаждаясь песнями-плясками, зрелищами и игрищами. Потому что у народа, как и тысячелетия назад, всегда будет День осени (сбора урожая) и День весны (нового сева) – праздники вечного умирания и вечного возрождения жизни. Жизнь и смерть – это точно то, что объединяет всех.
Ну, это если уж совсем по большому счету…