В России интерьерная (авторская) кукла была забыта на долгие годы, и десятки лет мы довольствовались всяческими нехитрыми фабричными штамповками. Только сейчас, в XXI веке, можно говорить о неком возрождении игрушки, созданной по особой технологии hand made, а интерес к интерьерной кукле ощутимо возрастает с каждым днем.
Жительница Воронежа Екатерина Банникова-Крицикер рассказала о том, как пришла к этому виду декоративно-прикладного искусства.
Отдушина Любаша
– Заниматься интерьерной куклой я начала, когда дочке было полгода. Декретный отпуск располагает к тому, чтобы найти какую-то отдушину, – рассказывает Екатерина. – Конечно, я не сразу решила, что буду заниматься именно этим видом творчества, рассматривала разные варианты. Но окончательное решение я приняла, основываясь только на одном, главном факторе: я мама прекрасной девочки. Плюс интерьерной куклы еще и в том, что она красиво впишется в пространство квартиры, даже если ребенок не захочет с ней играть.
Так на свет появилась Любаша – первая работа Екатерины, которую она назвала в честь своей дочурки.
– Любаша напоминает мне о том, с чего все начиналось. Я шила ее на коленках, исколола все пальцы! Но не потому, что не умела шить, а потому, что это очень тонкое ремесло. Прекрасное чувство ностальгии! – продолжает мастерица.
У каждой – свой шарм
Существует несколько видов текстильной интерьерной куклы: Тильда, Снежка, кукла из ткани в стиле аниме, тряпиенсы (корейская Барби. – Прим. авт.) и тыквоголовки. С первого взгляда все они похожи друг на друга, но при внимательном осмотре вы убедитесь, что это не так.
– Тильда изготавливается из натуральной ткани, пропорции ее тела далеки от пропорций человеческих. У нее тонкие руки и ноги, голова часто выглядит как продолжение шеи. А лицо очень условное – глазки-бусинки и румянец на щеках. Снежка, напротив – с большими устойчивыми ногами. И она наиболее яркая из всех. Ее наряды щедро декорированы бисером, лентами и кружевом. Кукла из ткани в стиле аниме – самая миниатюрная и неэмоциональная. Тряпиенсы – обладательницы великолепных аксессуаров: зонтов, сумочек, шляпок. А наименование «тыквоголовка» говорит само за себя. У этой куклы тыквообразная форма головы. В большинстве случаев у такой куколки интересный выпуклый нос и подбородок, – объясняет Екатерина.
Рукодельница может изготовить любую из них. Научиться шить интерьерную куклу, по ее словам, может любой – нужно лишь желание и немного упорства.
– Я, например, начинаю делать малышек с приходом вдохновения. Его я черпаю из работ других мастериц, из походов по магазинам тканей, из происходящего вокруг. Как только я поймаю волну, сразу бегу кроить тело куколки из хлопка или мастерю им обувь, придумываю для них аксессуары. Вяжу шапочки, шарфики, подходящие к образу, – продолжает Екатерина. – Так рождается маленькая девочка со своим характером. У каждой куклы должен быть свой образ, свой шарм, своя индивидуальность. Это в самом начале ты стараешься повторить то, что где-то увидел, а потом – фантазируешь и экспериментируешь. Поэтому моих кукол причислить строго к определенному виду, как правило, нельзя.