2024-10-06

Тепло внутри нас: Петербургский ТЮЗ показал в Воронеже «Отрочество» Толстого в современной интерпретации

Тепло внутри нас: Петербургский ТЮЗ показал в Воронеже «Отрочество» Толстого в современной интерпретации
В этой постановке все наоборот: зрителей усаживают на сцене, а артисты выходят прямо из зала, чтобы произнести свой монолог.

Такая иллюстрация деревенского раздолья, поместье Иртеньевых. Впрочем, эта режиссерская задумка максимально скоро пробивает зрительский скепсис и роднит нас с персонажами, сошедшими со страниц Толстого, словно напоминая, что каждый из нас однажды столкнулся с первыми потрясениями и переживал непростой этап взросления.

Театр юных зрителей им. Брянцева из Санкт-Петербурга представил в Воронежском ТЮЗе спектакль «Отрочество», поставленный выпускником ГИТИСа Иваном Орловым. Материал великого классика в пьесу переработала известный современный драматург Ярослава Пулинович.

Ранят в открытое сердце

– История главного героя интересна не только подросткам. Ведь взросление человека может происходить в любом возрасте – и в 13, и в 25, и в 45 лет. И вопрос: как выстоять в момент сильнейших потрясений, в сложных ситуациях, которые переворачивают тебя и к которым ты часто бываешь не готов, – волнует каждого в разные периоды жизни. Как пережить катастрофу, как остаться собой и не изменить себе? – так идею спектакля формулирует режиссер Иван Орлов.

Главный герой постановки – 13-летний Николенька Иртеньев (Семен Толов), мальчик с богатым внутренним миром, тонко чувствующий и много рефлексирующий. И в этой жестокой действительности, где много несправедливости, понять и утешить его способна только мама (Анна Слынько).

Ее внезапный уход из жизни – первое потрясение для подрастающего Николеньки. Можно даже назвать это трагедией, но режиссер намеренно не наполняет сцену прощания негативными эмоциями. Это расставание, безусловно, щемящее и грустное, но и в нем есть какое-то теплое прикосновение матери. Оно больше похоже на ностальгическое воспоминание ребенка. Наталья Иртеньева удаляется в глубину сада и сперва сливается с природой, а потом закрывает за собой дверь, уйдя в другой мир.

У зрителя, который, как мы помним, наблюдает за всем со сцены, возникает ощущение отстраненного погружения. Это противоречивое чувство дополняется тем, что в спектакле перемещают не декорации, а зрителя – с помощью сценических механизмов.
И с этого переломного момента – ухода мамы – начинается взросление героя: с его первой влюбленностью, предательством друзей, непониманием близких… Без матери семья рассыпается на части, а Николенька, без ее защиты раненный в открытое сердце, пытается найти себя и научиться доверять окружению.

Добро победит

Сюжет, написанный в XIX веке, как никогда актуален и сегодня. Пусть уже в наших квартирах нет кухарок и горничных, впрочем – как посмотреть. Чтобы подчеркнуть разницу положений той или иной семьи в обществе, режиссер Иван Орлов использует поведенческие характеристики и костюмы.

В этом спектакле нет помпезных платьев и париков, свойственных веку Льва Николаевича, зато есть «драные» колготки в противовес элегантному вечернему платью. Есть мажоры, которые «петушатся» друг перед другом и буллят тех, на ком костюмчик сидит хуже. Есть обычная дворовая девчонка, которую можно полюбить за ее чистую душу, а не за благосостояние ее родителей. Вот так неожиданно соединились в спектакле век XIX и XXI. Здесь даже бал проходит под музыку из молодежных плейлистов, а яблоневый сад, который всю жизнь сопровождал Льва Толстого и напоминает рисунок из дневника писателя, тоже отсылка к нашим дням – самые вкусные яблоки те, что подняты с земли. И многих зрителей объединяет это воспоминание.

Спектакль этот очень «терапевтический», светлый и «воспитательный». На примере судьбы Николеньки и других героев, которые совершают ошибки, поступают недостойно, сквернословят, режиссер показывает: не люди плохие и злые, а просто иногда обстоятельства сильнее их. Но в этом мире можно найти себя и научиться доверять. Ведь не все потеряно: братская любовь сильнее любых невзгод; друг будет держать за руку в дни тяжелой болезни, несмотря на перипетии и конфликты; а стихотворение собственного сочинения всегда лучше денег и картин, подаренных в день рождения.

В тему

Санкт-Петербургский государственный театр юных зрителей входит в число старейших детских театров России – он распахнул свои двери в 1922 году. Сегодня ТЮЗ носит имя своего основателя – режиссера, педагога, народного артиста СССР Александра Брянцева. Он руководил театром 40 лет.

Репертуар ТЮЗа содержит более 50 спектаклей для детей, юношества, молодежи и взрослых. Это традиционные и экспериментальные постановки, основанные на русской и зарубежной классике, а также драматургии современных авторов.

Кстати

Спектакль «Отрочество» – лауреат премии «Театры Санкт-Петербурга – детям» – 2023 в номинациях: «Лучшее режиссерское решение» – Иван Орлов; «Актерский дебют» – Семен Толов за роль Николеньки Иртеньева, Данила Лобов за роль Володи Иртеньева, Юлия Корж за роль Любочки Иртеньевой и Екатерина Бездель за роль Катеньки.