2024-04-24

Телецентр здоровья: как в условиях коронавируса развиваются информационные технологии воронежской медицины

С развитием информационных технологий дистанционное лечение на сотни и тысячи километров между пациентом и врачом перешло из научной фантастики в повседневную жизнь. Телемедицина стала активно развиваться и в областном здравоохранении, причем задолго до появления и распространения коронавируса. Но именно Covid 19 и режим самоизоляции подчеркнули неизбежность эры цифрового здравоохранения для всех и в любых условиях. Ведь не исключено, что экстремальных ситуаций в мире будет становиться больше, а контроль за состоянием здоровья должен проводиться не только во время плановой работы медицинских организаций, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций. «Горком 36» разбирался, как эта система уже работает в Воронеже.

С развитием информационных технологий дистанционное лечение на сотни и тысячи километров между пациентом и врачом перешло из научной фантастики в повседневную жизнь. Телемедицина стала активно развиваться и в областном здравоохранении, причем задолго до появления и распространения коронавируса. Но именно Covid 19 и режим самоизоляции подчеркнули неизбежность эры цифрового здравоохранения для всех и в любых условиях. Ведь не исключено, что экстремальных ситуаций в мире будет становиться больше, а контроль за состоянием здоровья должен проводиться не только во время плановой работы медицинских организаций, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций. «Горком36» разбирался, как эта система уже работает в Воронеже.

Лечение в режиме онлайн

Департамент здравоохранения Воронежской области подключил в систему телемедицинских консультаций  32 районные больницы, 11 городских медицинских организаций и 9 специализированных, - сообщил «Горкому 36» директор Воронежского медицинского информационно-аналитического центра Сергей Мирошниченко. Всего в областном здравоохранении действуют 144 подразделения, у которых уже есть возможность использовать систему телемедицинских консультаций.  В таком режиме все плановые и экстренные консультации осуществляются через сервер телемедицины. Например, за прошедший месяц при координации областного депздрава было проведено около 1000 консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий между врачами районных и городских медицинских организаций и узкими специалистами БУЗ ВО «ВОКБ № 1».  

Поликлиника ВОКБ № 1 стала центром консультативной плановой медицинской помощи региона. Несмотря на распространение коронавируса, плановый прием здесь не был остановлен для пациентов с заболеваниями, имеющими высокий риск утяжеления состояния в случае отсутствия медицинского контроля на время проведения карантинных мероприятий. Переход прошел вполне отлаженно, потому что именно на базе ВОКБ № 1 задолго до коронавируса работал областной телемедицинский центр, оснащенный оборудованием для организации плановых и неотложных телемедицинских консультаций в режиме реального времени, а также для проведения отсроченных консультаций по предоставленным медицинским документам.

DSC04975.JPG

 С середины апреля количество консультаций через наш центр с врачами районных больниц и городских МО возросло более, чем в три раза. Прежде у нас проходило в среднем 10-15 консультаций в день, а теперь доходит до 60,  рассказывает «Горкому36» заведующий областным телемедицинским центром Эдуард Сокольцов.

Наибольшая нагрузка в это время легла на специалистов по профилю «пульмонология». Большинство амбулаторных консультаций, ради которых прежде ехали в поликлинику ВОКБ № 1, теперь переведено в режим онлайн. Заявка на консультации и все необходимые медицинские документы, включая данные предыдущих обследований, передаются в центр лечащим врачом пациента заранее, пояснил Эдуард Сокольцов. Другими словами, пока приоритет в телемедицины отдается плановым консультациям в режиме «врач – врач» и все чаще в новых условиях распространения коронавируса «врач – врач в присутствии пациента».

В условиях карантинных мероприятий была внедрена новая форма дистанционного консультирования по скайпу в формате: «врач консультативной поликлиники БУЗ ВО ВОКБ № 1 – пациент на дому».

С этой целью организовано 6 рабочих мест, оснащенных дополнительным оборудованием для проведения скайп-консультаций. За время карантинных мероприятий проведено 22 консультации в «скайп-формате».

Консультации в режиме «врач – пациент» пока широкого распространения не получили.

 Да, этот формат уже правомочный, и постепенно мы его будем внедрять, но сейчас наиболее актуальным для нас сохраняется вариант, когда врач ВОКБ № 1 ведет консультацию по состоянию пациента с коллегой из районной больницы или поликлиники Воронежа, получает все необходимые медицинские документы, включая результаты предыдущих обследований, цифровые снимки – и так в коллегиальном режиме врачи приходят к правильному пониманию состояния больного, постановки более точного диагноза и определения тактики лечения, а также необходимости его госпитализации в ВОКБ, – рассказывает Эдуард Сокольцов.

«Мы все доступны»

– Из-за распространения коронавирусной инфекции много пациентов остались без привычной для них помощи и связи с лечащим врачом непосредственно на приеме. В результате ситуация оказалась проще для тех, у кого есть действительно острая хирургическая патология, и понятны все действия по госпитализации и лечению. А вот те, у кого заболевание пока не требует срочного оперативного лечения, а нужно лишь наблюдение, коррекция препаратами – вот для таких пациентов мы доступны теперь через консультации онлайн,  говорит заведующая областным гастроэнтерологическим центром Дарья Копылова.

Ольга Трошина, врач-невролог кабинета экстрапирамидной патологии ВОКБ № 1 рассказывает об организации работы по динамическому наблюдению пациентов с болезнями Альцгеймера и Паркинсона, которые наблюдаются годами.

– В новых условиях им очень важно чувствовать нашу поддержку. Что-то в лечении мы можем откорректировать вместе с поликлиническим врачом по месту жительства. Ведь такие пациенты часто принимают препараты пожизненно, и для коррекции такой насущной терапии должны два – три раза в год быть у нас на приеме. И теперь мы корректируем лечение для таких людей в режиме онлайн. Благодаря новым возможностям телемедицины можем с наибольшей долей достоверности оценить их состояние,  говорит Ольга Трошина.

DSC08664.JPG

Также сотрудники областного телемедицинского центра 24 часа в сутки находятся на связи с Национальным медицинским исследовательским центром акушерства, гинекологии и перинатологии им. Кулакова и клиническим центром пульмонологии 1-го медуниверситета им. Сеченова. С «Сеченовским» центром  теперь в том числе по всем случаям коронавирусной инфекции и внебольничной пневмонии. По другим заболеваниям заявки на онлайн-консультации в федеральные клиники в плановом порядке передаются из Воронежа через московский Центр медицины катастроф «Защита».

На базе Консультативной поликлиники ВОКБ № 1 с 27 апреля открыт дистанционный консультативный центр, направленный на оказание консультативной помощи специалистам мобильных бригад и участковым терапевтам, работающим с пациентами с подтвержденным коронавирусом. Ведь новый вирус COVID-19 чаще всего становится триггером для обострения уже имеющихся хронических заболеваний. И такие пациенты нуждаются в особом внимании специалиста узкого профиля. Эти специалисты доступны и готовы оказать помощь коллегам по телемедицинской связи.

Перспективы и дело техники

Руководитель информационно-аналитической центра облздрава Сергей Мирошниченко рассказал, что в рамках реализации регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)», в 2019 году в регионе проведен аудит оснащения всех медицинских организаций компьютерной техникой и программным обеспечением. В результате районными больницами и городскими медорганизациями приобретены компьютерная техника и антивирусное программное обеспечение, в том числе для лабораторных и диагностических служб. К единой сети подключены 111 фельдшерско-акушерских пунктов.

кд.jpg

Для сотрудников «Скорой помощи» в рамках реализации регионального проекта «Цифровой контур» в этом и следующем году запланировано расширение функциональных возможностей взаимодействия с индивидуальными медицинскими браслетами пациента при оказании скорой помощи. Пример: на пациента с подозрением на инфаркт, когда жизненно важен каждый час, еще до начала госпитализации надевается специализированный электронный браслет. Его ID на этапе транспортировки врач или фельдшер Скорой заносит в электронную медицинскую карту пациента через планшет или смартфон. Так данные о прибывающем пациенте поступают в приемное отделение медицинской организации. Далее, при «маршрутизации» пациента уже в стационаре и, соответственно, – прохождении RFID-браслетом определенных зон, снабженных считывателями, выстраивается хронометраж пути от входа до регистратуры, противошокового блока, реанимации, КТ, ангиографа, палаты интенсивной терапии, кардиологического отделения. Эта технология позволит проанализировать действия медицинского персонала, при необходимости, провести оптимизацию и существенно повысить качество оказания скорой медицинской помощи. Также в нынешнем году запланирована доработка региональной медицинской информационной системы, с добавлением подсистемы «Дистанционная тонометрия». Она позволит автоматизировать процесс сбора результатов измерения артериального давления в домашних условиях с помощью специальных тонометров с функционалом передачи данных по Bluetooth или GSM, последующего их анализа с целью повышения качества оказания медицинской помощи кардиологическим больным.

Выигрывая жизнь

Эдуард Сокольцов добавляет, что в перспективе в регионе также ожидается дальнейшее внедрение диагностических исследований в режиме онлайн. То есть в таком режиме, когда, например, врач районной больницы водит датчиком по животу беременной женщины - и все данные сразу же транслируются специалисту областного перинатального центра. К слову, специалисты из Национального центра акушерства и гинекологии им. Кулакова и Национального центра хирургии им. Вишневского в особо сложных случаях уже запрашивают из Воронежа именно такой формат УЗИ.

Но для этого нужны совмещенные программы и оборудование. Их внедрение в регионе станет следующим этапом после оснащения телемедицинским оборудованием фельдшерско-акушерских пунктов.

При подозрении на инфаркт фельдшер из ФАПа отдаленного воронежского села уже может передавать данные теле-кардиографии в межрайонный сосудистый центр, а оттуда в случае необходимости, сразу же в областной сердечно-сосудистый центр. Если данные кардиографии подтверждают инфаркт, то тромболизисная терапия начинается немедленно. Так выигранные посредством телемедицины часы в итоге выигрывают жизнь человека. 

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ