2024-12-23

Театры Воронежа уходят на летние каникулы

Театры Воронежа уходят на летние каникулы
В разгар лета воронежские театры традиционно объявляют о завершении сезона, примерно на два месяца пустеют театральные залы. Вспомним самые яркие и громкие премьеры минувшего сезона.

Больше 250 спектаклей

Впервые за 30-летнюю историю Воронежского Камерного театра здесь сменился художественный руководитель. Им стал народный артист РФ Сергей Карпов. Впрочем, на интенсивность работы смена руководства не повлияла: в Камерном театре сыграли более 250 спектаклей, их посетили 43 тыс. зрителей. И, похоже, Карпов «добавил Камерному драмы»: в качестве приглашенных артистов в постановках теперь заняты актеры Воронежского драматического театра, где служит сам худрук Камерного.

В этом сезоне в Камерном театре показали семь премь­ер: танцевальную работу «Между двумя» хореографа Энрике Родовалью, «Вишневый сад» в постановке Антона Федорова, вернувшиеся «Провинциальные анекдоты» Михаила Бычкова, еще один хореографический спектакль «Легкость бытия» Ольги Рыжковой, а также «24 часа из жизни женщины» Андрея Аверьянова и Татьяны Сезоненко, «HORSES» Александры Столяровой и Любови Савчук и «Иванов» прежнего худрука театра Михаила Бычкова.

Чеховские премьеры были самыми ожидаемыми в этом театральном сезоне. «Вишневый сад» – потому что в нем заняты чуть ли не все ведущие мастера сцены Камерного, а «Иванов» привлекал возвращением прежнего Бычкова, таким, каким его помнили по спектаклям 30-летней давности. Кроме того, главную роль в «Иванове» исполняют два блистательных артиста: актер Камерного Андрей Новиков и актер драмтеатра Вячеслав Гардер. Каждый из них, привнося свой опыт, содержание и «краску», играет совершенно по-особенному, не оставляя зрителей равнодушными к судьбе героя.

«Вишневый сад» оказался одной из самых громких премь­ер сезона, по мнению критиков, хотя нельзя сказать, что художественно целостной. Интерпретацию Антона Федорова, который показал персонажей «обычными людьми с улицы», а не архаично книжными, приняли не все.

Также в этом сезоне в Камерном театре Воронежа провели пятый фестиваль поэтического искусства «МАНДЕЛЬШТАМФЕСТ», в котором приняли участие гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Нягани и Сухума (Абхазия), также работали четыре выставки. В рамках проекта «Видеоантология. Архив Камерного», приуроченного к тридцатилетию театра, провели 13 видеопоказов архивных спектаклей.

Новые традиции и подарки

Воронежский государственный академический театр драмы им. А. Кольцова завершил сезон 12 июля вечерним шоу. Артисты давали интервью и устроили розыгрыш призов для зрителей. Для театра уходящий сезон стал не менее насыщенным. Драма показала более двухсот спектаклей, принимала участие в фестивалях, вводила новые традиции (например, артисты стали дарить подарки зрителям в свой день рождения) и выпустила эксклюзивную сувенирную продукцию.

Сезон во многом был обращен к современной драматургии, но и классику тоже ставили. Спектакль «Маленькие трагедии» поставил худрук театра Владимир Петров. Региональной премией «Браво!» как лучший дуэт в драматическом спектакле отмечены Юрий Смышников и Дамир Миркамилов за роли, исполненные ими в этой постановке. Пет­ров придумал сложную историю, отчего артистам довелось играть сразу по пять ролей.

Заметным в палитре премь­ер воронежской драмы оказался спектакль «Мама, я блогер», полюбившийся публике. Эта пьеса Александры Стрижевской вошла в шорт-лист лаборатории «Молодые драматурги & Молодые режиссеры» «Биеннале театрального искусства» 2021 года, а на сцене драмы была поставлена в рамках проекта «СИТО».

63-й театральный сезон в Воронежском театре оперы и балета был насыщен яркими событиями. Состоялись сразу три премьеры крупномасштабных постановок. В октябре впервые на сцене театра был представлен балет «Хрустальный дворец» А. Шора, в декабре прошла премьера оперы «Кармен» Ж. Бизе, в июне – оперетты «Принцесса цирка» И. Кальмана. Каждый премьерный спектакль нашел отклик в сердцах зрителей, отмечают в театре. Да и билетов вправду было часто не достать. Артисты оперного театра также отмечены региональной премией «Браво!».

Послевкусие и метафоры

Театральный сезон 2023-2024 в Воронежском театре кукол стал не менее насыщенным и разнообразным. В репертуаре появилось шесть новых названий, театр принял участие в семи российских фестивалях, отмечен жюри двух театральных премий.

Сыграно 520 спектаклей, которые посмотрели 74 816 зрителей. Отдельным циклом прошли мероприятия, посвященные 85-летию со дня рождения Валерия Вольховского, художественного руководителя театра с 1987 года и до дня смерти в 2003 году. Грандиозной премьерой сезона в «кук­лах» можно назвать «Похороните меня за плинтусом». На протяжении сезона спектакль неизменно проходил с аншлагами и получил высокую оценку столичных театральных критиков. Эта работа режиссера Руслана Кудашова таит в себе много загадок и метафор, которые не устаешь разгадывать по прошествии многих месяцев. Трагическая история из книги Санаева приобретает, пожалуй, самое долгое послевкусие и становится почвой для основательных размышлений.

Театр юного зрителя обратился к классическому репертуару, и одной из самых заметных работ стала постановка Евгения Кочеткова «Преступление и наказание», в котором режиссер дал шанс раскрыться молодому артисту Игорю Скрынникову. И он, к слову, также удостоен премии «Браво!» за исполнение главной роли.