Свежие новости
Пробки



Театральные онлайн-каникулы: в Воронеже проходит детский фестиваль «Маршак»

30.10.2020, 16:31

Многие дети прилипли к экранам компьютеров, но это не тот случай, когда родители будут стараться ограничить их время пребывания в Сети. Традиционно на осенних школьных каникулах проходит детский театральный фестиваль «Маршак». Впервые – онлайн.

На всю страну

Куратор детского театрального фестиваля «Маршак» Варвара Коровина, когда стало известно о том, что форум придется делать в Сети, сразу подчеркнула: это не просто возможность встретиться со своим зрителем, а шанс расширить аудиторию. Так и получилось: шестой «Маршак» стартовал с прямой трансляции спектакля «Золушка» Воронежского ТЮЗа в постановке московского режиссера Нины Чусовой на федеральном портале «Культура.РФ». К показу присоединились более 250 тысяч зрителей со всей страны, еще несколько тысяч посмотрели воронежскую «Золушку» в соцсетях – трансляции доступны в течение суток.

Воронежская «Золушка» – не только современное прочтение, но и авторская инсценировка. В центре повествования – история взросления принца, с присущими подросткам проблемами. Жанр спектакля определяется как музыкальная комедия, и все здесь на грани фола: король как вольная пародия на отцов, не знающих, как воспитывать ребенка; понятие красоты, соседствующее с клоунадой. Такую картинку современного общества, хоть и при царских хоромах и одеяниях, в театральной условности с первого раза принять непросто, по крайней мере взрослому человеку, но, как говорится, отрицание – первая стадия принятия. Почему бы и нет?

Театр юного зрителя показывает на «Маршаке» сразу шесть спектаклей, тогда как другие воронежские режиссеры, планирующие участие в шестом фестивале, с переходом в онлайн оказались не у дел – из-за отсутствия технических возможностей.

– В основной программе мы готовились показать спектакли Никитинского театра «Манолито Очкарик» и воронежской драмы «Человек с детским акцентом». Но у театров нет качественного видео или ресурсов для того, чтобы сделать достойную трансляцию, – пояснила «Горкому36» Варвара Коровина.

– Мы как организаторы фестиваля решили не упускать возможности встретиться со зрителями – пусть и в онлайн-формате. Поэтому наш театр в рамках фестиваля «Маршак» проводит проект «Онлайн-каникулы» – это шесть ярких спектаклей разных лет в постановке главного режиссера ТЮЗа Вадима Кривошеева, – рассказали в пресс-службе Театра юного зрителя.

Большое количество зрительских отзывов и лайков ожидаемо собрал спектакль «Воскресение» по роману Льва Толстого. Этой работой ТЮЗ открывал 56-й театральный сезон осенью прошлого года, а актриса Екатерина Пухначева, исполнившая в постановке главную роль Кати Масловой, получила премию «Браво!». И по меркам театрального мира это – шок-контент, даже вызов: литературный текст Льва Толстого адаптировать к сцене практически невозможно, но критики в один голос сказали – получилось. Получилась инсценировка классики, в которой звучат современные вопросы, например, проблемы прав женщин и «глухоты» судебной системы.

Аншлаг на рыжей

Первый театр Новосибирска показал спектакль «Тоня Глиммердал». На экране ожила история о девочке Тоне из маленькой норвежской деревушки – «Пеппи Длинныйчулок» XXI века. Автор книги Мария Парр, которую называют норвежской Астрид Линдгрен, известна воронежцам по постановке «Вафельное сердце». Сегодня в детской литературе много новых имен, но громкие можно пересчитать по пальцам, поэтому театральные деятели молниеносно превращают их слово в сценические образы.

В этом спектакле очень много веселья и озорства, но он не собрал бы столько наград и показов на фестивалях, если бы в нем не было другого – желания приоткрыть детям мир таким, каков он есть. В этом году нет пресс-подходов с журналистами, но вот что говорила режиссер спектакля «Тоня Глиммердал» Ольга Обрезанова в беседе с «Новосибирскими новостями».

спектакль Тоня Глиммердал.jpg

– Углы не смягчаются, и поэтому ребенок потом не разбивается об этот взрослый мир. А когда мы живем в абсолютной иллюзии и попадаем в этот страшный мир, мы не можем в нем выжить. Мне кажется, так правильнее, – говорит Ольга Обрезанова.

Мир без розовых очков, литература без лишнего сюсюканья – и вот на сцене Тоня Глиммердал оказывается в каких-то моментах мудрее, чем взрослые.

Картинка в деталях

Трогательную притчу о блудном сыне, сбежавшем из дома в море навстречу приключениям, показал Московский детский театр теней. Спектакль «Ваня Датский» перенес зрителей в старинный северный город, где корабли стоят у причала и бушует море. Спектакль вошел в лонг-лист Российской национальной театральной премии «Золотая маска». Но в этой работе важен не столько сюжет (хотя и он тоже), сколько возможность детализации сцен с помощью смены планов. Формат онлайн позволил рассмотреть детали декораций и познакомиться с работой актеров-кукольников – словом, раскрыть работу, которая обычно скрыта от глаз.

29 октября транслировалась запись инклюзивного спектакля «Сны Пиросмани» «Упсала-Цирка» из Санкт-Петербурга. В нем артисты идут за художником через движения и трюки, стараясь пластическим языком передать зрителю звучание картин художника Нико Пиросмани. Конечно, мало кто знает грузинского художника-самоучку, поэтому знакомство с ним для многих происходит здесь и сейчас. На сцене оживают персонажи его картин, которые являются олицетворением мироощущения Пиросмани, а он считал, что люди – главная ценность. Неважно, где мы рождаемся, как умираем, важно то, что оставим после себя. Сам Нико Пиросмани умер в одиночестве, но навсегда изменил культуру Грузии, стараясь донести важный смысл реальных ценностей до будущих поколений.

«Сны Пиросмани» – второй инклюзивный спектакль «Упсала-Цирка». Первый – «Я Басе» – был создан по мотивам японских трехстиший хокку и показан на предыдущем фестивале «Маршак».

Завершится шестой театральный фестиваль «Маршак» 31 октября.

Ирина ЛАЗАРЕВА
Читайте также:
При резонансном сносе хлебозавода в Воронеже нашли нарушения
Подробно
Фотограф:
Алиса
Ермакова
(фото)
Смотреть все статьи