2024-05-04

Театр вне столиц: известный критик Глеб Ситковский – о состоянии современного регионального театра

Театр вне столиц: известный критик Глеб Ситковский – о состоянии современного регионального театра
Если вы думаете, что недостаточное финансирование – главная беда театрального творчества в регионах, вы, по мнению театрального критика Глеба Ситковского, глубоко заблуждаетесь. В числе прочих причин, мешающих регионам выйти на столичный уровень, эту он тоже назовет, но – не в первую очередь.

Глеб Ситковский провел в Воронежском государственном академическом театре драмы им. А. Кольцова лекцию «О состоянии современного регионального театра». Драматический театр Воронежа одержал победу в конкурсе Союза театральных деятелей РФ «Командировки критиков в региональные театры России»: из 70 заявок было отобрано 12 театров. «Берег» записал основные тезисы критика.

Дефицит зрительской насмотренности

«Это самая серьезная проблема в регионах. Со зрителями нужно работать, развивать их насмотренность. А достигается это за счет проведения различных просветительских программ, причем эта деятельность самая трудная, и тут достижение результата – очень медленный процесс.

Театр может пригласить классного режиссера, взять современный материал, а зритель просто не придет, потому что ничего подобного он раньше не видел, ему трудно будет принять увиденное. Преодолевается это только длительной и планомерной работой. Это чтобы сделать спектакль, который попадет на «Золотую маску», достаточно потратить сезон, а на развитие зрительской насмотренности тратятся годы. И отсюда вытекает еще одна проблема регионов – старение зрителя. Это тоже про то, что нужно с ним работать и грамотно строить репертуарную политику и осваивать новые формы».

Отсутствие обратной связи

«Эта региональная проблема связана с тем, что в регионах отсутствует критика, либо здесь недостаточно специалистов, которые владеют полной картиной театрального процесса. Писать может каждый, но нередко это делают интуитивно, не всегда квалифицированно. С ходу трудно понять, как говорить и писать о театре. А театрам важно получать обратную связь. Я, например, придумал такой проект – «Школа театрального блогера», который, кстати, проходил и в Воронеже тоже. Мы ходили смотрели спектакли, а потом учились говорить и писать о них в разных форматах: от короткого поста до лонгрида. А говорить и писать нужно так, чтобы другие, кто еще не видел спектакль, увидел его. Ваш текст не должен представлять собой набор восторженных слов.

Что это дает театру? Не секрет, что вряд ли режиссер будет очень скрупулезно к этому мнению прислушиваться, но это будет формировать вокруг театра ядро преданного зрителя. И если с критикой все не так просто, то со зрителем можно устраивать обсуждения после спектакля. Это важная штука. Обмениваясь мнениями, публика, которая не уловила суть, учится разгадывать заложенные метафоры. И часто зритель, который ничего не понял или колебался, принимает точку зрения тех, кто объяснил ему, а что же в спектакле вообще происходило.

Интересный театр в городе появляется только тогда, когда сформирована зрительская база. Это писатель может позволить себе написать книгу для будущих поколений и положить ее в стол, а театр так не существует. Театр – это искусство, которое сейчас происходит с нами. В эту же копилку нужно добавить лектории, совместные видеопросмотры, а также важно быть «живым» театром, приглашать профессиональных критиков – обязательно разных, которые дадут объемную обратную связь».

Провинциальность

«Провинциальность – это не про регионы, ее можно встретить и в столичных театрах. Провинциальность – это когда есть только один курс, которого театр придерживается, а любое «размыкание» не приветствуется, либо не ясно, как отреагирует публика.

Для этого придуманы театральные лаборатории. Театр понимает, что в репертуаре не помешает современная драматургия, но не знает, как отнесется зритель. Лаборатория позволяет проверить материал заранее. Также важно приглашать режиссеров из других городов и развивать партнерские отношения с другими учреждениями – музеями, галереями и так далее».

Недостаточная квалификация труппы

«Недостаточная квалификация – это когда артисты у тебя говорят с кашей во рту и не умеют двигаться. Вот сейчас приедут москвичи и всему вас научат – изначально неправильный подход, так можно перебить у артиста все желание повышать свой уровень. А проблема недостаточного уровня квалификации действительно имеет место быть. Что делать с этим? Отправлять людей учиться на целевые курсы, помогать раскрывать творческие задатки. Но всех учиться не отправишь, поэтому как вариант – приглашать педагогов к себе в театр».

Давление учредителя

«Здесь не могу ничего советовать, но скажу, что есть директора, которые отлично выглядят в глазах начальства – у них отлично выполнено госзадание, активно реализуются проекты, и им этого достаточно. А есть по-настоящему театральные директора, которые следят за этими показателями, но стремятся сделать что-то еще для театра. В каких-то областях много именно таких руководителей, а где-то их вообще нет».

Недостаток финансирования

«Не считаю это значимой проблемой, так как часто проблема не в деньгах, а в головах. Сейчас появилось много частных театров, которые занимают свою нишу без существенных финансовых вливаний. Они делают ставку на эксперимент, находят изюминки и используют существующие консервативные технологии, но по-своему, а также поднимают важные для горожан вопросы».

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ