От кружка до театра
Началось все с обыкновенного театрального кружка: ставили небольшие сценки для корпоративных праздников, готовили «своих» Дедов Морозов, Снегурочек и ведущих для заводских мероприятий. Но актерам-любителям хотелось большего.
Директор клуба Юрий Недосейкин, сам в прошлом игравший на любительской сцене, предложил создать заводской театр, был убедителен и смог получить поддержку от руководства.
Первый спектакль-концерт «Карнавальная ночь» поставила начальник культмассового бюро Елена Куликова. Мюзикл удался и произвел большое впечатление на заводчан. В новый театр потянулись люди – от уборщицы до ведущего инженера: на сцене свои правила, здесь нет служебной субординации.
Затем в театре появился художественный руководитель – профессиональный актер и режиссер, выпускник режиссерского факультета Московского высшего театрального училища им. Б. В. Щукина Дмитрий Жердев-Дубровский.
К 70-летию Победы им был поставлен спектакль «Дневник рядового Тихона Огурцова» по мотивам фильмов времен Великой Отечественной войны, а затем Елена Куликова подготовила с артистами спектакль-концерт памяти Эльдара Рязанова.
В год театр давал по две премьеры. Если изучить репертуар, то всплывает определенная закономерность: к Новому году ставится музыкальный спектакль, в середине года – драматический. Исключение, пожалуй, представляет спектакль «Бумбараш», на репетиции которого удалось побывать автору этой статьи. Известный мюзикл, который до сих пор играют даже в ведущих театрах столицы, готовится к 100-летию Октябрьской революции.
Главная задача – увлечь
– Сейчас труппа «Электротеатра» насчитывает более 40 человек, – рассказал Жердев-Дубровский. – Нужно, чтобы занят был каждый человек, поэтому к выбору материала подходим с особой тщательностью – не каждая пьеса подойдет для такого многочисленного народного театра. Вот, например, спектакль «Бумбараш». У автора среди действующих лиц указано: деревенские бабы. Их может быть и две, а может и десять. Но даже если мы выпустим на сцену десять, нужно сделать так, чтобы актрисам и в массовке было интересно играть.
Режиссер считает, что большой разницы между работой с профессионалами и любителями нет.
– Законы сцены одни и те же. Разве что непрофессионал может чего-то не уметь, и нужно больше терпения, чтобы подготовить его, научить. Но с другой стороны – у них нет пижонства, которое иногда бывает у профессионалов, зато есть великое желание научиться, сыграть роль хорошо. Для наших актеров выход на сцену – не работа, а дело души. Народный театр – это не производство спектаклей. Наша главная задача – увлечь людей, – считает художественный руководитель.
– Какого-то специального отбора в труппу нет. Занимаются все, кто хочет. Я убеждена, что в каждом человеке можно найти талант. На заводе работает парень, про которого все думали, что он едва ли не немой, а в театре он раскрылся и даже в этом году стал лауреатом областного фестиваля чтецов, – рассказала Елена Куликова. – Роли тоже предлагаются разные: кому-то интересно петь, кому-то – играть.
Выплеснуть эмоции
Андрей Сергеенко, редактор газеты «За радио», признался: несмотря на то, что по профессии он журналист, ему было страшно выступать перед аудиторией.
– Когда выхожу на сцену и переступаю через собственные страхи, то испытываю огромное удовольствие, что смог это сделать, – поделился он. – А сейчас я учусь говорить на латышском для спектакля «Бумбараш», где играю командира 4-й роты.
Инженер Татьяна Богатикова пришла в «Электротеатр» год назад и ни разу не пожалела об этом.
– Здесь перед тобой раскрывается много возможностей примерить разные характеры. В жизни стараешься как-то сдерживать себя, особенно на работе, а здесь можно выплеснуть эмоции. На самом деле репетиции после работы – это не сложно, они даже разгружают, становится эмоционально легче, домой приходишь в прекрасном настроении и все успеваешь. Муж поддерживает мое увлечение, потому что видит, какая уравновешенная и спокойная я становлюсь.
Вячеслав Чумак работает на заводе транспортировщиком. Он – певец, исполнитель шансона. Его пригласили в спектакль «Бумбараш» именно как исполнителя песен, но начал репетировать в спектакле – и затянуло.
Механик Иван Хамлов в театре с первого дня. Еще когда жил в Калаче, увлекался сценой. Начал работать на заводе, узнал, что здесь есть клуб, и сразу же пришел. На счету у него уже не одна главная роль. Сейчас вот бьется над образом Бумбараша, а точнее – над бравым танцем своего героя, старательно выполняя все требования привлеченного к мюзиклу хореографа.
– Мне роль Мишеля – главного героя в «Путешествии из Москвы в Петербург», который мы ставили по рассказам Аркадия Аверченко, тоже нелегко давалась, – вспоминает Иван. – У меня характер совсем другой. Но Дмитрий Валентинович подсказывал, направлял, и мне кажется, что роль получилась. Работа – дом, это не для меня. Если бы не было «Электротеатра», я бы все равно что-то искал.
Наталия ОСАДЧАЯ
Фото Сергея ГУБАНОВА
Послужной список
«Электротеатр» – дипломант ХI Воронежского областного фестиваля-конкурса «Театральные встречи в Никольском»;
– участник III областного молодежного фестиваля любительских театральных коллективов «Проба»;
– организатор и участник театрального фестиваля, посвященного 85-летию ОАО «Электросигнал»;
– в 2017 году стал участником и принимающей стороной фестиваля любительских театральных коллективов Воронежской области «Театральные дивы – 2017».