История Ганса Христиана Андерсена в постановке режиссера Бориса Константинова получила новое звучание. «Гадкого утенка» показали на малой сцене Камерного театра в рамках детского театрального фестиваля «Маршак», который проходит в Воронеже с 25 марта по 3 апреля.
Режиссер Борис Константинов не хотел хрестоматийного прочтения текста произведения Андерсена, а поэтому развил сюжет, сочинив свою пьесу. По его словам, идея постановки заключалась в том, чтобы придумать что-то свое.
– В «Гадком утенке» много драматургических линий – об одиночестве, о предательстве, о неприятии другого. Мне не хотелось ставить спектакль именно об этом. Главной героиней мы сделали Птичницу, в оригинале произведения она – отрицательный персонаж, она отталкивает утенка ногой от кормушки. У нас это положительная героиня. Театр интересен контрастом. Мы предлагаем интерактив и свободу: зал сам диктует некую драматургию, поэтому это, с одной стороны, сторителлинг, а с другой – постоянный момент поиска.
У «Гадкого утенка», который сыграл Театр кукол имени С.В. Образцова, безусловно, есть «рисунок» – инсценировка знаменитой сказки Андерсена имеет общую драматургию и концепцию, но импровизация – важнейшая часть спектакля, ведь в живом диалоге с маленьким зрителем то и дело рождаются его новые вариации. Дети спорят с Птичничей, подсказывают ей, что это не гадкий утенок, а прекрасный лебедь; кто-то интересуется, как героиню зовут. У Андерсена про Птичницу написана всего строчка, поэтому работать над ролью актрисе Юлии Бобровской было непросто.
– Я размышляла, что за человек Птичница, какая у нее судьба, почему она одна. Возможно, у нее был молодой человек, но уехал поступать в Рязанское летное училище и не вернулся, потому она так часто смотрит в небо, – рассказала актриса.
Постановка задумывалась как моноспектакль, но со временем реквизита и кукол стало так много, что актрисе потребовался помощник. Пригласили Артура Арутюнова, который, пока актриса взаимодействует с непоседливой публикой, делает все, чтобы эта история сложилась в сценическом плане: его работа – оживлять куклы. В процессе совместных репетиций Юлия Бобровская поняла: «Летчик-то вернулся!», так у Артура появился свой костюм, и он стал выходить на поклон к зрителям в образе летчика. Родителей это, правда, нередко смущает, говорят, что этого персонажа не было в тексте Андерсена.
– Моя задача – не в том, чтобы проиллюстрировать Андерсена, а рассказать его историю языком, который понятен современному зрителю. Классики и интересны тем, что позволяют нам говорить их словами о том, что происходит сегодня, – добавил режиссер Борис Константинов.
Спектакль «Гадкий утенок» только начал свои гастроли по стране: в прошлом году его увидели зрители в Туле и Белгороде. Воронеж оказался третьим городом.
Фото Андрея Парфенова