В Россошанском драматическом театре РАМС состоялся спектакль «Последняя тайна. Белка и Муравей». Пьеса написана режиссером-постановщиком Евгением Хунгуреевым и его дочерью актрисой Ритой Богородской по мотивам рассказов Тоона Теллегена.
Мятежная душа
Спектакль о мятежной душе человека, его глубоком внутреннем мире.
В постановке заняты Борис Перцель (Муравей) и Рита Богородская (Белка). Актеры, можно сказать, выросли на сцене. С ранних лет ходили в студию при Россошанском театре, а сейчас они сотрудничают с разными театрами других городов.
Представление началось с незатейливого мультяшного сюжета, когда на сцене появилась Белка и стала заваривать чай, играть с публикой, медленно передвигаясь по сцене, шаркая ярко-рыжими валенками.
Происходящее поначалу наводило на мысль о том, что речь пойдет о чем-то легком, ироничном, но все оказалось иначе. Вдруг неожиданно для зрителей события стали разворачиваться совсем в другом русле. Молодые актеры абсолютно ненавязчиво – через тонкую иронию – доносили до публики истину, с которой тесно связана совокупность житейских тем, заставивших задуматься зрителя. Муравей словно стеснялся героини, он робко передвигался по сцене, ему было неловко открыться Белке, поскольку он жил в своем мире, который был совершенно особенным. Он знал все, что надо было, и все, что не надо. По крайней мере, он так считал. А что хотелось ей? Героине на самом деле для счастья нужно было немного: уют и общение.
Муравей постоянно куда-то спешил. У него заботы, жажда новых знаний – о том, чего он никогда не видел, обо всем, что находится за гранью земного. А Белка просто хотела быть рядом и дарить свою заботу, тепло и внимание. Такие разные, они искали возможности друг с другом ужиться. В этом и была основная идея – рассказать зрителю о любви и взаимопонимании.
– Для взрослых нужно играть так, как для детей. Ведь в каждом из нас живет ребенок, – отметил режиссер-постановщик Евгений Хунгуреев. – Муравей жаждет покорять и открывать космос, а Белке нужен свой уютный мирок. В этом противоречии и есть то, что заставляет задуматься об истинных ценностях, о второй половинке или же о смысле жизни.
В поисках истины
В постановке затрагивается множество вопросов. Тема «маленького человека», настоящего и будущего. Своей игрой актеры передают главную мысль, что настоящее – это и есть самое ценное и основное, а далеко в будущее заглядывать необязательно.
На самом деле секрет счастливой жизни прост – прекрасное в мелочах, и искать чего-то невозможного, грандиозного – не надо. Ведь то, что нас окружает – это и есть грандиозное. Когда герои были в поиске чего-то прекрасного и неизведанного, их надежды быстро разрушились. Ведь оказалось, что далеко-далеко ничего нет.
Отдельного слова заслуживают декорации спектакля. Банки с соленьями, чайник, портреты известных личностей – все задействованные в постановке атрибуты помогают раскрывать образы героев и воплощать разные идеи. Особые спецэффекты создавало мультимедийное панно.
Пожалуй, в этом спектакле есть то, за чем хочется прийти вновь. Евгению Хунгурееву удалось выстроить эту логическую цепочку взаимосвязи человеческих переживаний, в которых хранится истина. Репетиции постановки проходили всего два с половиной месяца. И за этот короткий срок родился спектакль, который силен вечными ценностями, магическим смыслом взаимоотношений мужчины и женщины.
– Спектакль получился интересным и произвел на меня положительное впечатление. На мой взгляд, Евгений Хунгуреев использует тонкий театральный язык-притчу. Спектакль многослойный, в котором таится много смыслов, и именно поэтому он находит отклик у людей разной культурной кондиции, разных возрастов и социальных групп. Это спектакль, который можно много раз пересматривать. Во-первых, он эстетически вызывает настоящее наслаждение. Ведь у него безукоризненная форма, и ирония, которая в нем присутствует, передает смыслы, очень важные для нас. Несмотря на то, что по сюжету постановка вроде бы не имеет никакого отношения к сегодняшним реалиям, тем не менее он актуален. Отдельно хотелось бы сказать про сценографию и актерские работы. Мне очень понравился этот дуэт. Я считаю, что спектакль – большая удача театра, – рассказала театральный критик Надежда Роготовская.
Алена ЛОГУНОВА
Фото автора
Справка
История Россошанского театрального движения началась в 1967 году. Именно тогда театральному любительскому коллективу под руководством Михаила Мезенева был присвоен статус «Народный». С 1984 года театр возглавили Евгений и Галина Хунгуреевы. Под их руководством театр был признан победителем на многих фестивалях всероссийского, международного и регионального уровней. Театр стал муниципальным драматическим театром РАМС.