В четверг, 18 октября, сотрудников Воронежского аэропорта оповестили об экстренной ситуации – неудачное приземление пассажирского самолета: международный борт из-за непогоды съехал с полосы, передняя стойка шасси сломалась, вследствие чего случилось возгорание. Такова была легенда учений, подобных которым в России еще не проводилось.
Черный дым клубами обволакивает фюзеляж самолета, по местности распространяется запах гари. На место спешат спецавтомобили – их норматив прибытия к точке возгорания – три минуты. «Флагманская» пожарная машина – «Ураган» на базе МАЗ-543. Она вмещает в себя 12 тонн воды и 900 килограммов пенообразователя, расходует 60 килограммов в секунду при дальности полёта струи более 70 метров. А ещё маленький, но сильный самолётный тягач TMX 150-18 – он в состоянии буксировать даже 190-тонный Boeing.
– Хорошо, что применять эту технику в реальной чрезвычайной ситуации не приводилось, Бог миловал, — высказывается начальник службы поиска и аварийно-пожарного обеспечения Александр Свиридов.
Аэропорт тем временем работал в штатном режиме. Совершались запланированные рейсы. Пассажиры, улетающие в Анталию, с интересом наблюдали из иллюминатора за горящим в нескольких сотнях метров самолетом.
А пока пожарные, ликвидировав возгорание, сматывали шланги, к самолету двигались спасательные бригады МЧС. Начался второй этап учений — эвакуация пострадавших. По надувному трапу сотрудники спасательной службы спускают пассажиров. Людей, получивших по легенде травмы, относят на носилках к пункту рассортировки раненых. Там проводится оказание первой помощи. Так называемым «раненым» ставят лангеты, капельницы, после чего машина из «медицины катастроф» по сценарию госпитализирует больных в Областную клиническую больницу № 1. Тем, кто может самостоятельно передвигаться, предлагают горячий чай и пледы. Отдельное внимание уделяется грузу 200, его направляют в так называемую Зону zero. Всю информацию о пострадавших фиксируют специальные службы.
В основу легенды лег недавний случай в аэропорту Якутии. 9 октября самолет "Сухой Суперджет" авиакомпании "Якутия", выполнявший рейс по маршруту Улан-Удэ — Якутск, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. У самолета сломалась задняя стойка шасси при посадке в аэропорту. На борту находились 87 пассажиров и пять членов экипажа. К счастью, никто не пострадал.
Именно после этого ЧП Федеральное агентство воздушного транспорта разослало телеграммы, обязавшие все международные аэропорты провести «внеплановые занятия с персоналом по эвакуации воздушных судов, потерявших способность двигаться».
– Интересно, что мы как раз собирались провести подобные учения по собственной инициативе, – рассказала представитель аэропорта «Воронеж» Наталья Шермина. – Для этого уже закупили необходимый инвентарь, питание, пледы и теплые вещи. Получив телеграмму, решили: раз мы готовы, почему бы не стартовать первыми! Такие тренировки в России еще никто не проводил. В Воронежском аэропорту учения прошли с привлечением Роспотребнадзора, Россельхознадзора, транспортной прокуратуры, таможни и транспортных пограничников.
– Все зависит от того, где окажется съехавший с полосы самолет. В Калининграде на транспортировку борта понадобилось полдня, в Якутске – полсуток, – пояснил генеральный директор международного аэропорта "Воронеж" Александр Белевич. – Сегодняшние учения смоделированы в идеальной ситуации, в реальности самолет может оказаться в труднодоступном месте. Все это мы тоже будем отрабатывать, но уже самостоятельно.