2024-12-22

Такого еще не было: в воронежском аэропорту прошли учения, уникальные для России

В четверг,  18 октября сотрудников Воронежского аэропорта оповестили об экстренной ситуации -  неудачное приземление пассажирского самолета — международный борт из-за непогоды съехал с полосы, передняя стойка шасси сломалась —  в  следствие чего случилось возгорание.  Такова была легенда учений, подобных которым в России еще не проводилось.


В четверг,  18 октября, сотрудников Воронежского аэропорта оповестили об экстренной ситуации  неудачное приземление пассажирского самолета: международный борт из-за непогоды съехал с полосы, передняя стойка шасси сломалась,  вследствие чего случилось возгорание.  Такова была легенда учений, подобных которым в России еще не проводилось.

Черный  дым клубами обволакивает фюзеляж самолета, по местности распространяется запах гари. На место спешат спецавтомобили – их норматив прибытия к точке возгорания – три минуты.  «Флагманская» пожарная машина – «Ураган» на базе МАЗ-543. Она вмещает в себя 12 тонн воды и 900 килограммов пенообразователя, расходует 60 килограммов в секунду при дальности полёта струи более 70 метров. А ещё маленький, но сильный самолётный тягач TMX 150-18  он в состоянии буксировать даже 190-тонный Boeing.

 Хорошо, что применять эту технику  в реальной чрезвычайной ситуации не приводилось, Бог миловал, — высказывается начальник службы поиска и аварийно-пожарного обеспечения Александр Свиридов.

Аэропорт тем временем работал в штатном режиме. Совершались запланированные рейсы. Пассажиры, улетающие в Анталию,   с интересом наблюдали из иллюминатора за горящим в нескольких сотнях метров самолетом. 

А пока пожарные, ликвидировав возгорание, сматывали шланги, к самолету двигались спасательные бригады МЧС. Начался второй этап учений — эвакуация пострадавших. По надувному трапу сотрудники спасательной службы спускают пассажиров.  Людей, получивших по легенде травмы, относят на носилках к пункту рассортировки раненых. Там проводится оказание первой помощи. Так называемым «раненым» ставят лангеты, капельницы, после чего машина из «медицины катастроф» по сценарию госпитализирует больных в Областную клиническую больницу № 1. Тем, кто может самостоятельно передвигаться, предлагают горячий чай и пледы. Отдельное внимание уделяется грузу 200, его направляют в так называемую Зону zero.  Всю информацию о пострадавших фиксируют специальные службы.

В основу легенды лег недавний случай в аэропорту Якутии. 9 октября  самолет "Сухой Суперджет" авиакомпании "Якутия", выполнявший рейс по маршруту Улан-Удэ — Якутск, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. У самолета сломалась задняя стойка шасси при посадке в аэропорту. На борту находились 87 пассажиров и пять членов экипажа. К   счастью, никто не пострадал.

Именно после этого ЧП Федеральное агентство воздушного транспорта разослало телеграммы, обязавшие все международные аэропорты провести «внеплановые занятия с персоналом по эвакуации воздушных судов, потерявших способность двигаться».

 Интересно, что мы  как раз собирались провести  подобные учения по собственной инициативе,  рассказала представитель аэропорта «Воронеж» Наталья Шермина.  Для этого уже  закупили необходимый инвентарь, питание, пледы и теплые вещи. Получив телеграмму, решили: раз мы готовы, почему бы не стартовать первыми! Такие тренировки в России еще никто не проводил. В Воронежском аэропорту учения прошли с привлечением Роспотребнадзора, Россельхознадзора, транспортной прокуратуры, таможни и транспортных пограничников.

 Все зависит от того, где окажется съехавший с полосы самолет. В Калининграде на транспортировку борта понадобилось полдня, в Якутске  полсуток, – пояснил генеральный директор международного аэропорта "Воронеж" Александр Белевич.  Сегодняшние учения смоделированы в идеальной ситуации, в реальности самолет может оказаться в труднодоступном месте. Все это мы тоже будем отрабатывать, но уже самостоятельно.