В подъезде моего старого дома на днях завершился ремонт. Вежливые восточные ребята несколько недель сбивали штукатурку, шпаклевали, красили стены. Среди прочего были снесены старые, разбитые временем почтовые ящики, а на их месте три дня назад появились новые.
Прежние ящики, по правде сказать, уже давно никуда не годились, но новые оказались столь маленькими, что в них можно поместить только счета да пару писем. Если почтальону понадобится положить газету, то ее придется сворачивать вчетверо. А для двух газет места уже не найдется.
Посмотрел я на эти ящики и, как сказано в «Слове о полку Игореве», – встала обида.
Ну в самом деле, граждане нашей славной державы с разных трибун и телеэкранов часто слышат упреки в потребительстве: мол, что ж вы всегда о бренном думаете, когда время требует духовных усилий.
Но, как видно, склонность к потребительству – это улица с двусторонним движением. На что прямо указывает емкость новых почтовых ящиков. Кто-то ведь разработал именно такой их дизайн, а кто-то его утвердил. Тем самым дав ясно понять, что от нас, жителей, ничего больше не требуется, кроме как получать счета и оплачивать их вовремя и в полном объеме.
Вполне себе потребительский подход к населению. Разработчикам, судя по всему, и в голову не пришло, что у людей могут быть потребности, выходящие за пределы оплаты счетов. Есть еще люди, которые выписывают газеты и журналы (да, и журналы: «Наука и жизнь», например, ничуть не потерял в качестве по сравнению с прежними временами). Но эти журналы в такие почтовые ящики не положишь. То есть авторы этих конструкций как бы заранее отказывают человеку в праве на чтение и развитие (далеко не все любят пользоваться интернетом для этих целей).
Так что с моей стороны упреки в потребительском отношении к жизни не принимаются и возвращаются обратно к тем, кто их произносит.