216-й театральный сезон Воронежский драматический театр открыл в эти выходные смелой и нестандартной премьерой. Шекспировский «Гамлет», одна из самых известных пьес мировой литературы, оказалась совершенно далека от классического прочтения. Вниманию зрителей режиссер представил современную трактовку событий известного произведения.
Неклассический образ классического Гамлета
Действо разворачивается в современном Датском государстве: и, несмотря на то, что язык героев остается театральным, костюмы, декорации с использованием голограммы, экстренные выпуски новостей с участием популярных российских журналистов Дмитрия Киселева и Владимира Познера, искусно подобранное музыкальное сопровождение – неустанно напоминают зрителю о далеко не классической трактовке пьесы. О том же свидетельствует и исключение из постановки знаменитого монолога философа-Гамлета «Быть или не быть». Вместо этого в спектакле звучит модернизированный текст – стихотворение Геннадия Алексеева, но произносит его друг принца – Горацио.
Философии в словах датского принца совсем немного. По режиссерской задумке Гамлет – совершенно обычный молодой мальчик, который только играет в безумие, но сумасшедшим на самом деле не является. Его отец умирает, мать безрассудно влюблена в его дядю Клавдия, Офелия предает их, казалось бы, взаимную любовь… Свою внутреннюю боль Гамлет выражает рокерским образом.
Стоит сказать об игре молодого артиста, исполнившего Гамлета, – Евгения Чистякова. Актер исполнил на сцене Воронежского драмтеатра только несколько ролей – и уже получил возможность перевоплотиться в Гамлета, героя, которого мечтают сыграть десятки артистов. Героя, которого достается сыграть далеко не всем. Того, за исполнение роли которого критики часто порицают.
Гамлета в исполнении Евгения Чистякова тоже вряд ли можно назвать гениальным. Серьезные, трагические сцены, где разум превосходит над игрой в безумие, даются ему непросто: в четко заученных репликах слышался груз волнения и возложенной ответственности. Но он же магическим образом исчезает в моменты исполнения «неврастенических припадков». Актеру не хватает уверенности, например, той, с которой играет Юрий Смышников (исполняет роль Клавдия), и четкости в дикции, как у любого старожила академического театра им. Кольцова – Светланы Поваляевой (роль Гертруды), Александра Смольянинова (роль Полония) и других.
Тем не менее Евгений Чистяков обладает какой-то нетривиальной самобытностью, привлекательной простотой и по-хорошему творческим авантюризмом. А уверенность в себе – приложится ко всему этому с опытом.
Технологии – главная декорация
Режиссер постановки Владимир Петров еще до премьеры неоднократно заявлял, что его видение известной пьесы может вызвать многочисленные споры. Абсолютно неклассическое прочтение направлено на привлечение в театр молодежной аудитории, которая классическое произведение Уильяма Шекспира читало разве что за редким исключением.
Цель эта достигается за счет «крутейших» декораций с использованием мультимедийных технологий. В постановке используется светодиодная панель-трансформер, которая моментально превращает ложе Клавдия и Гертруды в массивную библиотеку, а затем – в пещеру, где появляется Призрак убитого отца Гамлета (он является в виде голограммы и говорит очень страшным, не всегда понятным голосом). Потом – в ковер, который перенасыщается кровью случайно убитого Полония, и т. д.
Любопытно, что главные происшествия в Датском государстве освещаются на телевидении, а Клавдий лично изливает душу Владимиру Познеру.
В постановке использованы, пожалуй, все «атрибуты» XXI века. Даже информация о гибели Офелии становится достоянием телевидения после того, как «кто-то» якобы случайно снял ее смерть на телефон…
Получается, Владимиру Петрову удалось придать постановке современное звучание, найти новую, незаезженную трактовку пьесы. Но удалось ли ответить на «извечные» вопросы знаменитой трагедии для каждого зрителя? Пока вопрос.