2024-04-26

Студент ВГУ участвует в разработке проекта безопасности на дорогах

Студенты и молодые ученые Воронежского государственного университета ведут поиск решений для самых актуальных проблем современности.
В настоящее время достаточно остро стоит проблема роста количества ДТП на наших дорогах. Это происходит как по причине невнимательности водителя, так и из-за плохой видимости на дороге и сложных погодных условиях. Существуют системы безопасности, позволяющие решить эту проблему, но их цена крайне высока для обычного пользователя. 

Кроме того, существующие системы не всегда могут работать на территории России в связи с отсутствием обочины для торможения транспортного средства, а также из-за частичного или полного отсутствия дорожной разметки. Разработанная учеными ВГУ навигационная система основана на принципах радиовидения: она способна обнаружить препятствие, определить его относительное местоположение. Кроме того, система осуществляет контроль выхода из полосы движения вне зависимости от наличия дорожной разметки, качества дорожного покрытия, времени года и наличия снега и льда на проезжей части.

Вмонтированное на любое транспортное средство устройство не будет портить внешний вид, а его массогабаритные параметры не будут нарушать границ носителя. Идея проекта появилась команды сотрудников ООО «Инновационный центр Самоцвет» в ходе работы над проектом «Информационная система мониторинга безопасности обгона». Принцип работы уже протестирован, проект находится в стадии проектирования демонстрационного образца.

Разработка представляет собой наземную навигационную систему на базе направленной радиолокационной системы K-диапазона, отличительной особенностью которой является эффективность в любых метеоусловиях, обнаружение и геолокация препятствий на расстоянии до 300 метров и уникальная функция контроля выхода из полосы движения в условиях отсутствия дорожной разметки или на неочищенной от снега и льда трассе. Система определяет уровень отражения сигнала от проезжей части, от обочины, девиация уровня отражения сигнала задается на программно-аппаратном уровне, редактируется в автоматическом режиме. 

Основной причиной, по которой в настоящее время отсутствует научно-техническое решение указанной проблемы, являются значительные размеры и масса антенных систем сантиметрового диапазона длин волн, а также необходимость установки специальной навигационной системы, которая характеризуется недопустимыми для легкового автомобиля размерами и массой. Максимальная дальность обнаружения пешеходов и велосипедистов у аналогов – 70 метров, у системы, разработанной под руководством студента ВГУ – 150 метров, а размеры позволяют применять её в качестве бортовой штатной ADAS-системы (Advanced Driver Assistance Systems – продвинутая система помощи водителю).

По мнению разработчиков, система будет востребована поставщиками навигационного оборудования для автомобильных систем безопасности (B2B); исследовательскими центрами и разработчиками беспилотного транспорта (B2B, B2C); поставщиками навигационных систем беспилотных летательных аппаратов (B2B); поставщиками радаров ГИБДД, систем охраны периметров (B2G, B2R).
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ