2024-12-22

«Строю отношения на уважении»: воронежский учитель года Юлия Крячко – о современном образовании, вызовах и стобалльниках на ЕГЭ

Чаще всего секреты успеха кроются в самом простом. «Ребенку со мной должно быть комфортно» – так обозначает свой секрет преподаватель химии Бутурлиновской средней общеобразовательной школы Юлия Крячко.

Чаще всего секреты успеха кроются в самом простом. «Ребенку со мной должно быть комфортно» – так обозначает свой секрет преподаватель химии Бутурлиновской средней общеобразовательной школы Юлия Крячко. Она стала победителем регионального этапа профессионального конкурса «Учитель года России». Мы поговорили с педагогом о вызовах времени в системе обучения и профессии, которую она считает творческой.

Бонусы за предмет

– Вы не только химик, но и представляете творческую стезю – занимаетесь вокалом. Как в одном человеке сочетается страсть к преподаванию и творчеству?

– Творчеством я увлекалась с самого детства: в школе посещала хор, а со студенческой скамьи начала заниматься церковным пением. Это я продолжаю делать до сих пор, много лет уже прошло, но мне это важно, потому что я человек верующий. В университете участвовала во всех концертах, а уже в своей школе одно время руководила командой КВН. Да и химия, в общем-то, предмет творческий, я убеждена, что и то и другое – и науку, и творчество – можно запросто совмещать.

– Почему вы выбрали химию?

– Я ее не выбирала, я просто хотела быть учителем и планировала преподавать биологию. А раньше обучали смежным специальностям на естественно-географическом факультете: я могла бы учить биологии и географии или биологии и химии. Университетские преподаватели химии так меня расположили к своему предмету, что мне захотелось его углубленно изучать. И вот этот подход к ученику, который начинается с выстраивания эмоционального контакта, я стараюсь использовать и в своей работе тоже. Если ребенку комфортно общаться со мной как с человеком, то я получу бонусы в изучении своего предмета как учитель.

– Вся наша жизнь – химия, она нас окружает. Вы проводите уроки, где рассказываете, где химия полезна, а где вредна?

– Да, я провожу уроки, привязанные к бытовой сфере, чтобы ребятам было понятно, что их окружает. Например, мы говорим о пластике, который сейчас можно видеть в любой квартире, о том, как химия соприкасается с экологией.

Новое и нестандартное

– Как вы думаете, почему именно вашу модель преподавания назвали лучшей на региональном конкурсе «Учитель года – 2021»?

– Это конкурс педагогического мастерства, и я предполагаю, что выбирают тех, кто способен привнести что-то новое, нестандартное в систему образования. Мне кажется, мои предложения оказались в контексте тех вызовов, которые стоят перед современной школой.

– И какие же вызовы?

– Школа стремится к развитию учащихся со всех сторон, мы призваны теперь давать не только предметные знания. Школа превращается в центр воспитания и развития личностных компетенций обучающегося. Выступая на конкурсе «Учитель года», я говорила о технологии формирующего оценивания. Это про то, что сама по себе оценка в школе на сегодняшний день не очень-то информативна, но мы не можем уйти от существующей пятибалльной системы. Что в таком случае делать? Технология формирующего оценивания, которую мы внедряем в своей школе, предполагает, что учитель и ученики совместно определяют систему оценивания, в которую входят не только предметные знания, но и личностные качества школьника – способность к коммуникации, находчивость и так далее. И это тоже заложено в современных требованиях к системе образования.

– Выходит, сегодня мало быть просто учителем?

– Да. Учитель давно перестал быть основным источником знаний, потому что у нас есть интернет, где за две секунды можно прочесть все что угодно. Профессия педагога, безусловно, трансформируется.

– А к чему нынешняя школа не готовит, на ваш взгляд?

– Школа старается готовить ко всему, и те изменения, к которым она стремится, подтверждают это. Они направлены на то, чтобы ребенок, выходя во взрослый, быстро меняющийся мир, был абсолютно готов к этим изменениям. Поэтому мы ежегодно стараемся пересматривать свои программы и технологии обучения. Могу сказать, что образовательная система шагнула вперед, и если какие-то образовательные организации еще не применяют что-то, то это будет внедрено в самое ближайшее время, потому что требования высокие.

Во всех школах реализуются, к примеру, глобальные программы по профориентации, детей знакомят с профессиями будущего, потому что через несколько лет может случиться так, что человек будет конкурировать с искусственным интеллектом, но специалисты-люди должны остаться востребованными. И компетенции личностные, развитию которых мы сейчас стараемся уделять пристальное внимание, очень нашим детям пригодятся.

– Если есть вызов, значит, есть проблема. А вот понимание, как соответствовать ему, приходит, так сказать, на полшага позже?

– Школьное образование – живой организм, как и любая сфера, поэтому, конечно, педагоги стараются реагировать на все вызовы времени по возможности оперативно.

Терпение и труд

– Сейчас пора ЕГЭ. Как вырастить стобалльника по предмету, который преподаете?

– Стобалльниками не становятся, ими рождаются (смеется). Конечно, не сами по себе. Есть ребята, которые изначально замотивированы на учебу, они приходят в школу, и им нравится учиться, от этого процесса они получают удовольствие. В моем классе есть девочка, которая сказала мне, что «больна учебой», ей нравится сидеть за учебниками и познавать этот мир науки. А есть те, кто говорит: «Ой, мне это точно не надо». Без желания и через силу нельзя получить идеальный вариант – набрать сто баллов в данном случае.

– А вы можете замотивировать, пробудить желание к учебе в ученике, у которого стремление к знаниям равняется нулю?

– Я всегда это делаю, и какие-то плоды от этого есть. Но опять же, многое зависит от внутреннего потенциала.

– Давайте смоделируем ситуацию. Вы видите, что ученик может иметь по вашему предмету четверку или даже пятерку, но упорно решает задачи на три. Исправлять отказывается, говорит: «Мне неинтересно, не хочу. Поставьте три». Вы убедите его переписать работу или поставите тройку?

– Такие случаи бывали в моей практике. Я, конечно, говорю детям, что у них есть потенциал, что они могут добиться большего, но если им это не надо и они всем своим видом это показывают… Я разговариваю в любом случае, мне важен диалог с ребятами, я строю отношения с ними на взаимном уважении. Но они всегда имеют возможность выбирать, потому что я работаю уже со старшими классами, у них уже сформировались свои предпочтения, взгляды на жизнь. Я могу привести им свои доводы, но заставить – нет.

Испытания впереди

– Чем будете удивлять на всероссийском финале?

– Я пока готовлюсь к этому испытанию, еще есть время. Пару дней назад добавилось еще одно конкурсное задание – «Медиавизитка», в котором нужно будет рассказать о себе, над этим придется тоже немало думать. Мне кажется, в рассказе о себе будут оценивать какой-то креативный подход, неинтересно же просто сказать: «Вот я, учитель из Бутурлиновки». Я хочу подойти к этому заданию творчески и, возможно, расскажу о своих увлечениях за пределами школьных стен.

Беседовала Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото департамента образования