2024-10-10

Страховые компании станут возмещать ущерб ремонтом. Хорошо ли это для автовладельцев?

Водителям следует готовиться к тому, что последствия ДТП будут регулироваться не так, как раньше – ущерб теперь будет компенсироваться в натуральной форме.

То, что так долго обсуждали в кулуарах воронежские автомобилисты, свершилось: поправки в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» подписаны и вступят в силу с 28 апреля. Водителям следует готовиться к тому, что последствия ДТП будут регулироваться не так, как раньше – ущерб теперь будет компенсироваться в натуральной форме.

Утром полис, вечером – ремонт

Первым делом отметим, что по старым договорам страховщики, как и прежде, расплатятся деньгами. А «натура» будет применяться в отношении тех, кто страховался уже после вступления в силу поправок. По новым правилам при возникновении страхового случая страховщики будут направлять водителей на станции техобслуживания, с которыми у них заключен договор. При этом выбирать СТО будет сам автовладелец, но – из списка страховой компании. Предусмотрена возможность и направлять на ремонт в сервис по выбору клиента, но только – по письменному согласованию этого вопроса со страховщиком.

Важный нюанс – станция техобслуживания должна находиться не далее 50 км от места жительства автовладельца. Понятно, что закон писали для всей страны, а населенные пункты есть разные и для всех нужно предусмотреть варианты, но уже сейчас можно предположить, что этот установленный 50-километровый радиус создаст немало проблем. Каково будет жителю центра Воронежа узнать, что отремонтировать по ОСАГО его «ласточку» могут только где-нибудь в Семилуках, Рамони или Новой Усмани? А, наверное, так и будет, просто потому, что для страховой компании там дешевле. Где будут ремонтироваться жители отдаленных областных центров, сел и хуторов, вообще непонятно.

Закон предусматривает жесткие сроки. На ремонт отводится не более 30 дней. Сохраняются гарантийные обязательства предприятия-изготовителя в случае необходимости ремонта нового автомобиля (значит, «свежие» машины можно ремонтировать у официального дилера). В случае просрочки ответственность несет страховщик – 0,5 процента от суммы за каждый день задержки. Страховая компания отвечает и за качество ремонта, но в случае чего вопросы наверняка будут решаться только в суде.

Если нужны деньги

В законе удалось сохранить положение, что при ремонте используются только новые запасные части, а применение б/у материалов возможно лишь с согласия владельца. Минимальный гарантийный срок на результат восстановительного ремонта составит 6 месяцев, а в отношении кузовных работ и работ, связанных с использованием лакокрасочных материалов – 12 месяцев.

Если сейчас прямое возмещение ущерба, то есть обращение за возмещением в свою страховую компанию, действует только в случае, когда в аварии пострадало два автомобиля, то теперь депутаты изменили и это правило. Даже если в аварии столкнулись несколько машин, за возмещением ущерба потребуется обращаться именно к своему страховщику.

Денежная выплата как исключение тоже сохраняется. Рассчитывать на нее смогут те, кто получил тяжкий либо средний вред здоровью. Также денежное возмещение будет произведено при полном уничтожении автомобиля или превышении стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 тыс. руб.). Кроме того, денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов. Также у автовладельца будет право требовать осуществления возмещения вреда в денежной форме, если страховщик не сможет организовать ремонт на СТО, предложенной им ранее.

Решают страховщики

Вообще, натуральное возмещение было в системе ОСАГО всегда, еще 5 лет назад автор этих строк без проблем отремонтировал машину по ОСАГО, но до нынешнего года ремонт был возможен только с разрешения владельца авто, теперь все зависит уже от страховой компании. Именно страховщики «протащили» этот проект. С его помощью они хотят бороться против «криминальных» автоюристов, ведь живые деньги не будут выплачиваться, а ремонт мошенникам не нужен. Но и честные автовладельцы могут попасть под раздачу, ведь пока не понятно, как будет осуществляться выбор сервисов, решение разногласий по поводу качества ремонта, использования оригинальных или неоригинальных материалов и так далее.

Да, для автовладельцев есть небольшой плюс – в случае возмещения «натурой» им не придется доплачивать так называемый износ. Но это в теории. Вполне возможна ситуация, когда в страховой будут считать, что им выгоднее: отремонтировать машину без учета износа или выплатить деньгами с его учетом под надуманным предлогом.

Станут ли полисы доступнее?

Для водителей плюсы натурального возмещения еще и в том, что страховые компании теперь не будут «зажимать» полисы и станут более активно их продавать. Но и насчет этого есть определенные сомнения. Закон в итоге получился для страховщиков менее выгодным, чем они его предлагали изначально, и больших предпосылок к тому, что положение дел резко изменится, пока не видно.

Ситуация тем временем продолжает оставаться острой, особенно в убыточных для страховщиков регионах, к которым относится и Воронежская область. Страховой рынок столицы Черноземья оккупировали посредники, которые продают полисы без очередей, но с приличной комиссией (1000-3000 руб. в зависимости от жадности посредника). страховые компании такое положение дел устраивает, ведь они получают клиентов, не тратясь на персонал и офисы, а то, что водителям приходится переплачивать, никого не волнует.

Электронное ОСАГО, на которое было много надежд, пока работает очень странно. Кто-то без проблем покупает страховку, а кто-то тратит кучу времени и сил, но так и остается без полиса. Центробанк напугал страховые компании высокими штрафами за неработающие сайты, и формально они работают, но в конце процедуры оформления может либо вылезти какая-то ошибка, либо произойти перенаправление на сайт «замещающей страховой компании» с офисом где-то за Уралом, либо предложат ввести код, который на экране будет набран таким мелким шрифтом, что разобрать его даже людям с хорошим зрением проблематично. В итоге покупка автогражданки через Интернет хоть и решила проблему для некоторой части автовладельцев, но панацеей не стала.

Александр НЕЧАЕВ

В тему

Помимо изменений в ОСАГО вводятся поправки, касающиеся молодых водителей. Для автомобилистов, чей стаж вождения составляет менее двух лет, теперь есть ряд ограничений.

Во-первых, ездить с табличкой «Начинающий водитель» они теперь обязаны (раньше это было по желанию). В случае отсутствия такой информации на заднем стекле преду­сматривается запрет эксплуатации транспортного средства. Во-вторых, молодым водителям запретили участвовать в буксировке транспортных средств, перевозить пассажиров на мотоциклах, управлять транспортом, перевозящим крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы.

Кстати

Многофункциональные центры (МФЦ) получили полномочия по повторной выдаче водительских удостоверений. Теперь необязательно для этого обращаться в ГИБДД – в МФЦ очередей меньше, да и офисов больше, чем у полицейских. Кроме того, правительство разрешило при условии предоставления медицинского заключения получать новое водительское удостоверение сроком на 10 лет с момента обращения, а не с момента истечения срока действия старых прав.