Одна из главных мыслей заключается в том, что «приведение стоимости проезда в общественном транспорте в соответствие экономически обоснованным параметрам позволит решить проблему дефицита водителей».
В мэрии пояснили, что управление транспорта города отправило минтарифов пакет документов, в котором содержались данные о понесенных перевозчиками затратах и о том, что им необходима компенсация стоимости проезда.
Далее в мэрии заявили, что на сегодняшний день экономически обоснованные параметры могут достигать 38 рублей за безналичный расчет и 41 – за наличный.
Но решение о размере платы примет областное министерство, конечно, а не муниципалитет, который уже высказал свое мнение.
При этом следует донести позицию городского управления транспорта, руководство которого отмечает, что качество пассажирских перевозок хотя и значительно улучшилось на маршрутах муниципального «Воронежпассажиртранса», но в целом по отрасли оставляет желать лучшего.
Такое положение напрямую связано с тем, что Воронеж до сих пор остается городом с одним из самых низких тарифов в стране. К примеру, в Твери и Омске он составляет 30 и 35 рублей по безналичной и наличной оплате соответственно, в Волгограде 30 и 32 рубля, во Владимире 32 и 35 рублей. В Самаре значения доходят до 35 и 38 рублей, в Казани – 38 и 42 рубля, в Ростове-на-Дону – 34 и 35 рублей. В Воронеже тариф составляет 26 и 28 рублей.
– Прошлое повышение было почти полтора года назад – в декабре 2022 года. В 2023 году индексация не производилась, несмотря на то, что инфляция по всем показателям имела положительную динамику, – приводит расчеты глава управления Максим Захаров. – И тот уровень дохода заработной платы водителей, который был заложен в тарифе 2022 года, естественно, уже не соответствует зарплатным ожиданиям, которые имеются сейчас. Ввиду этого в отрасли наблюдается очень большая проблема, связанная с оттоком водительского состава и технических специалистов, которые осуществляют непосредственное обслуживание подвижного состава. На сегодняшний день отрасль фактически выживает, здесь сложно говорить о каком-либо развитии.
Также в управлении обратили внимание на то, что в последние полгода наметилась «отрицательная динамика» по водителям и обслуживающему подвижной состав персоналу: очень много специалистов уходит в смежные отрасли, которые предлагают более высокую заработную плату, несопоставимую с той, которая есть сейчас в отрасли. В этой ситуации даже закупка новых автобусов не решит в полной мере проблему транспортного обслуживания горожан, поскольку управлять ей попросту некому.
Максим Захаров представил расчеты:
– Сама по себе структура тарифа включает следующие показатели: порядка 50% от стоимости проезда, которая имеется, – это как раз зарплата водителя со всеми отчислениями. Чуть более 20% – это затраты на топливо. Порядка 17% – стоимость техобслуживания и ремонта подвижного состава. Таким образом, уже порядка 87% тарифа – это непосредственно затратная часть. Из того, что остается, около 2% уходит на обслуживание эквайринга и только около 10% имеет перевозчик на развитие: приобретение подвижного состава, содержание административного аппарата и прочие внутренние расходы. С учетом тех показателей, которые имеются, роста инфляции по всем направлениям, естественно, стоимость проезда должна быть скорректирована.
Власти полагают, что повышение доходной части водительского состава позволит сделать эту специальность более конкурентоспособной. Попутно говорится о том, что «перевозчики выразили готовность продолжить работу» в части обновления подвижного состава.
И еще Максим Захаров сообщил не менее существенную вещь:
– Государственная транспортная лизинговая компания анализирует каждого из перевозчиков. В той заявке, которая сейчас находится в работе в Минтрансе, предполагается не только обновление техники старой модификации, но и замена автобусов малого класса на шести маршрутах на автобусы среднего класса – с накопительной площадкой, адаптированные для перевозки маломобильных граждан. Первые 60 автобусов в рамках этой заявки должны до конца лета прибыть в наш город. В случае положительного рассмотрения всех заявок в этом году мы планируем существенно – практически на треть – обновить подвижной состав, курсирующий на городских направлениях. Но для их содержания и использования – привлечения водителей, как уже отмечалось ранее, необходимо пересмотреть тариф.
Иными словами, повышение платы за проезд – требование далеко не только местных властей и перевозчиков.