2024-03-19

Степь да степь кругом: воронежцев знакомят с творчеством бурятского художника Зорикто Доржиева

Сочетание уверенного графического начала с массивностью и весомостью живописных архетипических форм – так, если коротко, можно охарактеризовать творческий метод Зорикто Доржиева.
Сочетание уверенного графического начала с массивностью и весомостью живописных архетипических форм – так, если коротко, можно охарактеризовать творческий метод Зорикто Доржиева, известного живописца, графика, скульптора, иллюстратора из Бурятии, чьи работы украшают в эти дни выставочные площади Воронежского областного художественного музея им. И. Крамского.

В экспозиции – около шести десятков произведений, созданных с 2005 по 2016 год. Они объединены в проект «Степная история», объездивший – в формате персональных показов – множество городов и весей. И вот – остановка в Воронеже, причем надолго: выставка задержится здесь до 8 апреля. А после «съездит» в Пензу, Самару, Саратов; график ее путешествий расписан на два года вперед.

Если характеризовать «собрание сочинений» Доржиева в целом – оно, в плане выставочной композиции и отдельных ее составляющих, в достаточной степени кинематографично. Изображения – в основном крупноформатные – передают характерные свойства культуры Центральной и Восточной Азии: торжество цветового колорита и власть брутальной, четко ритмизованной эмоциональности. Искусствоведы единодушны: осмысление темы Великой степи – лейтмотив творчества Доржиева. А его главный «лирический герой» – кочевник, которого автор определяет созерцателем. «Это художник, поэт, философ. Как правило, он одинок». Отсюда на полотнах Зорикто – своеобразная медитативность персонажей, их погруженность в себя, пластическая аскетичность и лапидарность форм. Директор музея Владимир Добромиров квалифицировал произведения Доржиева как овеществленные метафоры хрупкости бытия и человеческой жизни.

Сам Зорикто, приезжавший на открытие выставки, подчеркнул: для него использование в творчестве национального колорита и этнических мотивов – живописный прием. Благодаря такому подходу любая традиционная тема – детство, женская красота, батальные сцены, военно-исторические мотивы – раскрывается самобытно и акцентированно. И – с привлечением современного художественного языка. При том очевидно, что художник весьма деликатен с традиционными народными образами, и такая «тактика» позволяет ему избегать популистского тиражирования узнаваемых элементов, этнографической или музейной реконструкции. Каждая работа Доржиева, особенно живописная, – раздумчивая история, а то и притча, требующая внимательного, неспешного и вместе с тем фантазийного прочтения: тот случай, когда за внешней, пряной яркостью Востока скрываются его настоящая глубина и высота.

Справка «Горкома36»

Зорикто Доржиев родился в 1976 году в Улан-Удэ. Окончил Бурятское республиканское училище культуры и искусства, Красноярский государственный художественный институт. Стажировался в творческих мастерских Российской академии художеств.

Работал художником по костюмам в фильме Сергея Бодрова «Монгол», получившем премию «Ника» и номинацию на «Оскар». Более десятилетия активно сотрудничает с «Галереей Ханхалаев», издавшей в 2010 году популярный исторический роман Исая Калашникова «Жестокий век», повествующий о жизни монголов в конце XII – начале XIII веков, иллюстрации к которому выполнил Зорикто.

Работы художника хранятся в Государственном Русском музее, Государственном музее искусств народов Востока, Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева, Томском областном художественном музее, в Бурятском республиканском художественном музее им. Ц. С. Сампилова, в частных собраниях России, США, Германии, Австралии, Франции, Бельгии, Великобритании, Канады, Новой Зеландии, Греции, Латвии, Китая, Тайваня, Казахстана, Монголии. Зорикто Доржиев – постоянный участник крупнейших арт-шоу, проходящих как в нашей стране, так и за рубежом.
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ