2024-09-22

Спектакль-воспоминание об актерах-фронтовиках поставил Александр Сидоренко в воронежском ТЮЗе

Спектакль-воспоминание об актерах-фронтовиках поставил Александр Сидоренко в воронежском ТЮЗе

Зиновий Гердт, Юрий Никулин, Анатолий Папанов, Булат Окуджава, Иннокентий Смоктуновский – никогда эти артисты не встречались на одной сцене, чтобы достичь одной художественной задачи. Но их объединила цель куда более глобальная – Победа над немецко-фашистскими захватчиками; и куда более «народная» арена – фронт, где они не пересекались, но были вместе. 

К 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне в Воронежском театре юного зрителя представили спектакль о советских актерах-фронтовиках. Режиссером постановки «Война, беда, мечта и юность» (12+) выступил Александр Сидоренко.

Глазами простого человека

– Герои спектакля – фронтовики, люди, которые во время войны еще не были ни артистами, ни поэтами, ни писателями. Благодаря своему таланту, они смогли донести до нас память о тех трагических, но великих событиях. Все это создает какой-то объем, – говорит Александр Сидоренко. – Материала было очень много, хотя многие фронтовики говорить о тех событиях не любили, но кто-то из них все же писал книги. Передо мной стояла задача поставить спектакль ко Дню Победы, но не хотелось делать то, что уже было. Хотелось представить какой-то новый взгляд. Когда пришла идея с воспоминаниями актеров-фронтовиков, понял, что это, возможно, то, что нужно. 

DSC07183 (1).jpg

Спектакль «Война, беда, мечта и юность» рассказывает о войне и показывает ее глазами простого человека, очевидца, участника, который, рискуя жизнью, защищал Родину и выжил, чтобы рассказать о случившемся своим современникам и потомкам.

Эффект отстраненности

Режиссер, с одной стороны, выбирает книжный принцип работы: история каждого актера – выверенная, несет в себе законченную мысль и представлена в спектакле как отдельная глава. Так, например, Александр Сидоренко акцентирует внимание на переполненной силой ожидания и любовью переписке Зиновия Гердта с супругой. Или же рассказывает, как из неуклюжего юнца вырастает мужчина – о спасении Булата Окуджавы, который случайно не попал под обстрел, в котором погибли его товарищи. Но, с другой стороны, подобранные режиссером биографические фрагменты формируют единый сюжет, где красной линией тот факт, что то, что переживали эти актеры знакомо и близко каждому мальчишке, который вернулся домой с сединами.

DSC06911.jpg

Гердт, Никулин, Папанов, Окуджава и Смоктуновский в своих воспоминаниях, книгах, письмах описали войну, затронувшую каждую семью, и ситуации, рассказанные ими – по крайней мере те, что были выбраны Сидоренко – могли произойти и случались с каждым солдатом. Александр Сидоренко добился, что на сцене ТЮЗа через воспоминания актеров-фронтовиков со зрителями говорит либо собирательный образ такого бойца, либо сразу «хор» ребят, что пережили нечто общее: войну, беду, поломанные планы и мечты; юность, которой не было.

И в этом «хоре» есть другие партии – матери, жены, дети; боевые подруги – связистки, медицинские работники. Удачно режиссерское решение сделать этот голос «живым»: песни военных лет исполняют под «живой» гитарный аккомпанемент, гармонь. Интересен также ход некого «отстранения», когда ТЮЗовцы не играют известных артистов, а выступают просто рассказчиками, чтецами. Это гармонизирует спектакль изнутри, ведь если поставить перед актером задачу сыграть Никулина или Смоктуновского, то зритель волей-неволей будет искать похожести и разницу в исполненных образах. А достоверность передачи личностных особенностей – не задача этого материала.

DSC06508 (1).jpg

В беседе с журналистами Александр Сидоренко, конечно, обозначил свою позицию, однако подсказку для внимательного зрителя в постановке тоже оставил. В своем монологе Зиновий Гердт говорит, что пока каждый видит только моменты, отдельные картины ужаса, и должно пройти время, чтобы мы смогли увидеть весь масштаб этой войны. Отсюда, пожалуй, и книжное изложение, и решение в пользу «рассказывания», а не игры. И это жизненно, с логикой: отойти в сторону, чтобы увидеть больше.

Думается, что используемый эффект отстраненности все же и про современную действительность – интерпретацию исторических событий с выгодной для отдельных групп стороны без учета общей картины. И про то еще, что связь с историческим прошлым – чем дальше, тем более хрупкая. А задача спектакля – напомнить. Пожалуй, режиссер с ней справлялся почти до последнего монолога, перед которым теряется гармоничность и выверенность. Тут Сидоренко, работавший до этого тонко, начинает действовать слегка грубо.

DSC07307 (1).jpg

Обходившись до сцены с выхаживанием бойца без манипуляций, освободив мизансцены от вычурного звучания тематической музыки поверх монологов (или удачно спрятав ее), а речь актеров – от патетики, Сидоренко использует резкую смену плана, делает сцену, стилистически отличающуюся от всего остального. Для чего – понятно: чтобы отстраненность сменилась вовлеченностью, сопричастностью. Сработало ли? Неоднозначно, спорно. После нее все же получился легкий крен в сторону пафоса. Но это вовсе не говорит о том, что постановка выдалась неудачной, даже напротив. Просто отстраненно шагая до финала, все это время наблюдая со стороны, представляя весь этот «объем», переключения за счет одной сцены оказалось недостаточно.

Вдохновлялись фильмами

В спектакле заняты: Олег Столповский (Юрий Никулин), Николай Байбаков (Анатолий Папанов), Алина Бачурина, Марина Осенко, Анна Балицкая, Анастасия Гуменникова, Олег Бондарь (Иннокентий Смоктуновский), Ярослав Козлов (Зиновий Гердт) и Иван Маркушев (Булат Окуджава). Наиболее точными рассказчиками выступили Ярослав Козлов (Зиновий Гердт) и Олег Бондарь (Иннокентий Смоктуновский), которым удалось почти безошибочно уловить и «держать» нужную интонацию. Органичны в этой работе Анастасия Гуменникова и Марина Осенко, запомнившиеся прежде всего вокальными представлениями.

Артисты признаются, что репетиционный процесс был для них непростым. В первую очередь потому, что это сложный многослойный спектакль – и о памятных событиях, и о людях искусства, которые стали народными любимцами; о жизни и смерти.

– Мы очень много материала просмотрели, попробовали, прежде чем пришли к тому, что получилось, – говорит рассказчик истории Юрия Никулина Олег Столповский. – Мы, конечно, знаем о нем, как о великом артисте, а ведь его жизнь на фронте не менее интересна. В воспоминаниях он пишет, как люди погибали от нехватки провизии, слепли от нехватки витаминов. Читаешь про все, что они прошли, и думаешь, как это страшно. Но он сохранил в себе способность подмечать что-то хорошее и веселое, на протяжении всей службы он записывал в тетрадь анекдоты. Если в роте нет веселого парня, не известно, выживет ли такая рота. Всегда должен быть тот, кто будет поднимать боевой дух. Юрий Никулин шел по этому пути.

DSC06522 (1).jpg

События, в которых ставшие известными артисты участвовали, очень повлияли на них, уверены артисты. К примеру, рассказчик истории Зиновия Гердта Ярослав Козлов повествует об осколочном ранении народного артиста СССР в ногу, оставившего отпечаток на всю жизнь – Гердт хромал.

– Врачи сначала хотели ампутировать ногу, но после перенесенных 11 операций, ее удалось спасти. И сперва мы с режиссером хотели демонстрировать зрителю эту его особенность, но потом поняли, что это не нужно. У этих людей был горький опыт и, думаю, во многом благодаря ему они стали теми, кем стали, – комментирует Ярослав Козлов.

Во время репетиций ТЮЗовцы вдохновлялись в том числе просмотром судьбоносных фильмов, в которых были заняты советские артисты, но быть похожими на те образы не стремились.

– Фильмы, в которых они играли, не автобиографичны, они же там – исполнители роли. Но как элемент подготовки мы это использовали. Интересно было смотреть интервью, которые они, в особенности мой персонаж, давали журналистам. Смоктуновский обладал какой-то витиеватостью мысли, я с интересом наблюдал, как и куда он ее ведет. И с этим и в спектакле было трудно работать. Каждый человек мыслит по-своему, у каждого свой образный ряд. Тот ряд, который предлагает Иннокентий Смоктуновский, сложен, и, уча текст, за этим надо было все время следить, – рассказывает Олег Бондарь.

В спектакле звучат композиции Булата Окуджавы, песни на стихи Давида Самойлова, Геннадия Шпаликова, колыбельная на стихи Михаила Лермонтова в исполнении артистов Театра юного зрителя.

DSC06880 (1).jpg

Составить свое мнение о работе Александра Сидоренко можно теперь 18 мая. 

DSC07433 (1).jpg