2024-11-24

Спектакль под борщ показали на Платоновском фестивале в Воронеже

Почти «бытовой» рассказ о страшных испытаниях войны воплотили на сцене Воронежского концертного зала. Спектакль «Фаина. Эшелон», поставленный художественным руководителем Театра «Школа современной пьесы» Иосифом Райхельгаузом, вошел в основную программу XI Платоновского фестиваля искусств. 

Почти «бытовой» рассказ о страшных испытаниях войны воплотили на сцене Воронежского концертного зала. Спектакль «Фаина. Эшелон», поставленный художественным руководителем Театра «Школа современной пьесы» Иосифом Райхельгаузом, вошел в основную программу XI Платоновского фестиваля искусств.

Зрителей фестиваля приглашают к столу, выставленному на приподнятой сцене: форма постановки такова, что актриса Елена Санаева произносит свой текст, занимаясь приготовлением борща. Такое режиссерское решение – уход от излишней патетики, обычно добавляемой создателями к материалам военной тематики. Но, как говорит исполнительница главной роли, сама фактура этих рассказов такова, что раскрашивать ничего не надо, а потому диалог с залом она ведет доверительно, просто и как бы между делом. Само сочетание обыденных действий с комментированием рецепта и страшных историй – о том, как разбомбили эшелон, где героиня потеряла обоих родителей; о том, как немца заставили заживо закопать детей, рожденных от еврейки – заставляет зрителя сильнее сопереживать.

Спектакль «Фаина. Эшелон» основан на воспоминаниях Фаины Райхельгауз, матери режиссера, которая нередко рассказывала близким историю своей жизни, а затем описала ее в книге «О том, что помню… прошло… тревожит». Когда Иосиф Райхельгауз задумал найти для этого слова сценическое воплощение, актриса Елена Санаева сказала: «Я бы это сыграла. Я знаю как». И это был тот, пожалуй, разовый случай, когда режиссер не сделал ни единого замечания в процессе работы. Артистка пояснила интерес к семейной истории режиссера.

– Я застала время, когда слушать ветеранов стало невозможно, мало кто из них обладал талантом рассказчика. А те фронтовики, кого я лично знала (драматурги Александр Володин и Михаил Львовский, к примеру), никогда об этом периоде не писали и не говорили. Для меня люди, вынесшие войну на своем хребте,  святы. Так же как свята семья Фаины Райзхельгауз. Я стараюсь рассказать ее историю просто, без пафоса, – говорит Елена Санаева. – Для меня было важно соблюсти грань: донести смысл происходящего, отстранившись от собственных переживаний.

Художником спектакля стала внучка Фаины Райхельгауз Мария Трегубова. Возвышенная сцена с длинными столами – напоминание вагона того самого эшелона, в котором закрывают борта и который содрогается, словно соприкасаясь условными колесами об условные рельсы. Добавляется визуальный ряд видеопроекциями и призрачным образом мамы Фаины, которая, несмотря на трагическую гибель, оставался с ней навсегда. Роль мамы исполнила актриса Татьяна Циренина. Лишенная текста, она появляется то в окошке, то за полупрозрачной дверью, а позже – спускается в зал и в таком же безмолвии проходит по столам, будто отчетливый призрак памяти.

В спектакле заявлены две актрисы, но также в нем задействованы сопровождающие, команды которых хорошо бы слушать внимательно, и балалаечник. На показе в Воронеже – местный. И борщ готовится не просто так – в финале всем зрителям предлагают его отведать.

– На большинстве репетиций мы старались соотнести время приготовления борща со временем проговаривания текста, – рассказали создатели.

Постановку включили в Long list премии «Золотая маска», также он стал лауреатом премии Союза театральных деятелей «Гвоздь сезона» – 2020. За исполнение главной роли Елена Санаева стала лауреатом Премии ЦФО в области литературы и искусства.

Фото Андрея Парфенова