2024-06-13

Спектакль о красоте души и самопожертвовании представил воронежцам армянский театр

Спектакль о красоте души и самопожертвовании представил воронежцам армянский театр
Почему возникают бабочки в животе, а мы стремимся быть лучше, чем есть, в присутствии объекта обожания? Как далеко можем зайти из чувства любви и какие поступки во имя нее совершить? Рассказы, инсценировку которых привезла труппа театра «Амазгаин» им. Соса Саргсяна (Армения) – о преданности, самопожертвовании и, конечно, о любви.

Пять историй о любви

В основе спектакля режиссера Нарине Григорян «…И снова весна», показанного в рамках осенней программы Платоновского фестиваля искусств – пять новелл О.Генри, которые сменяют друг друга, как времена года: весна, лето, осень, зима и снова весна, образуя собой лаконичные истории о влюбленности, наполненные иронией и гэгами, а главное – повествующие о природе человеческих чувств и отношений. Рассказы построены на иронии и парадоксальности.

Героиня первого рассказа – продавщица из булочной Марта, которая влюбляется, как сама думает, в бедного художника: мужчину, что захаживает к ней за черствым хлебом. Желая помочь и понравиться мужчине, Марта подкладывает в хлеб кусок масла, но это становится концом их не завязавшихся еще отношений. Он – не художник, а инженер-архитектор, который засохшим хлебом поправлял свои чертежи, используя его как ластик. Этот сюжет в интерпретации режиссера – иллюстрация весны: пробуждение чувств, будто природного явления.

Лето – пора юности и страсти. Это время года у Нарине Григорян олицетворяет молодая пара, которая при знакомстве называет себя не тем, кем на самом деле является: девушка-простушка причисляет себя к высшему сословию и говорит о том, как ей наскучили ухаживания богатых герцогов, а мечтает она о простом парне; а молодой человек, будучи богачом, называется человеком из низшего сословия, который работает в ресторане кассиром. А по иронии судьбы все оказывается наоборот – кассир в этом ресторане девушка.

Осень в поэзии – олицетворение грусти и увядания, но в этом спектакле зрителю показывают свадьбу. Это предвестник изменений. На сцене – история боксера в среднем весе Малыша Мак-Гарри и его новоиспеченной супруги, которая крутит им, как хочет. Непобедимый боец обретает в ее лице единственную слабость и среди ночи отправляется на поиски персика – фрукта, который в это время года днем с огнем не сыщешь. А он находит, разгромив дом мафиози. Вот только неспокойно уснувшая в холодной постели избранница заявляет, что хотела апельсинов.

А зима получает олицетворение в виде, пожалуй, самой теплой истории, в которой лейтмотивом звучит, хотя и не произносится, мысль «и в горе, и в радости». Супруги живут бедно, вся ценность у них – это ее великолепные волосы и его золотые часы. Но они жертвуют этим, чтобы сделать друг другу приятное в Рождество. Вот только парадокс: она остригает волосы, чтобы купить ему цепочку для часов, а он продает часы, чтобы вручить ей гребешки для волос. И так купленные подарки становятся бесполезны, но взамен они получают гораздо большее – духовную близость.

Желание снова жить вместе

Спектакль идет на армянском языке с субтитрами, но, обыгранный легкими узнаваемыми жестами и звуками, в большинстве сцен позволяет зрителю не отвлекаться на всплывающие на экране строчки. И так все понятно: волнительный и неровный стук сердца – первый симптом влюбленности; парение в воздухе – словно окрыленность от переизбытка чувств. А артисты прикладывают все свое мастерство, выполняя акробатические трюки, по тонким дощечкам запрыгивая на вертикальную то стену, то кровать; декорация в разное время выполняет разные функции, вот только в моменты окрыленности персонажей ты вовсе не видишь ее, в самом деле представляя, что любовь приподняла персонажей над землей.

А вы отметили для себя, почему в «пяти историях о любви» изложено только четыре? А потому что все четыре были рассказаны для последней, которая и есть – «и снова весна». Четыре истории, пусть и не окончившиеся неким абсолютным хеппи-эндом, кажутся рафинированными, гиперболизированными, то есть все странности, глупости, которые человеком совершаются при влюбленности, здесь выпуклые, рассматриваются под лупой. Но что происходит потом, когда люди вынуждены вести совместный быт? Куда это чувство уходит?

Супруги Питерсы, кажется, давно остыли друг к другу и их связывает только привычка. Муж выстраивает план, как выманить у жены последние деньги и насладиться с дружками выпивкой, купленной на них, а жена, на плечи которой легли все заботы по содержанию дома, превращается в борзую собаку: ее причитания в спектакле действительно показаны как собачий лай. Вот только ласковое слово в ее адрес позволяет ей забыть о нужде и вновь пробуждает в этой паре теплые чувства. «И снова весна» – это и про цикличность в отношениях, и про то, как время года может влиять на поступки людей.

– В этом спектакле мы рассказываем о красоте души, самопожертвовании, любви, душа зрителя должна вибрировать, мы дарим все самое лучшее – желание снова жить, жить вместе, – говорила в интервью Нарине Григорян

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ