2024-04-25

Советским «жигулям» 19 апреля исполнилось 50 лет!

На фон опасности заражения короновирусом, самоизоляции и непривычного празднования Пасхи очень интересная и, скорее всего, дорогая многим автолюбителям дата едва не прошла незамеченной.
На фоне опасности заражения коронавирусом, самоизоляции и непривычного празднования Пасхи очень интересная и, скорее всего, дорогая многим автолюбителям дата едва не прошла незамеченной.

В воскресенье, 19 апреля, исполняется 50 лет советским «жигулям»! Ведь именно в этот день в 1970 году со сборочного конвейера Волжского автомобильного завода в Тольятти сошел первый автомобиль ВАЗ-2101 «Жигули», получивший народное название «копейка»

Предыстория самого популярного советского автомобиля такова. 16 августа 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. Для этого был утвержден проект строительства автозавода на территории Советского Союза. В соглашении определялись новые модели  два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102), и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103). Прототипом для «нормы» определили Fiat 124, который в 1967 году получил титул «Автомобиль года».

Но советские «жигули» не были бездумной копией Fiat. В ходе испытаний на советских дорогах у итальянских автомобилей выявились серьезные проблемы с долговечностью кузова и задних дисковых тормозов. Маленький дорожный просвет и отсутствие буксирных проушин делали проблематичной эксплуатацию машин на проселке. Недовольство советских инженеров вызывал также нижневальный двигатель. Все замечания советских специалистов были учтены итальянскими конструкторами.

Модернизации подверглись также ходовая часть и трансмиссия. В итоге ВАЗ-2101 стал отличаться от Fiat 124 тормозами, подвеской, карданной передачей, усиленным сцеплением и доработанной конструкцией синхронизаторов в КПП. Даже с точки зрения комфорта ВАЗ-2101 оказался лучше своего прототипа благодаря появившейся возможности трансформации сидений в полноценные спальные места.

Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года. До конца года в Тольятти собрали 21 530 машин, в 1971 году это количество возросло до 172 175 автомобилей, а пик выпуска ВАЗ-2101 пришелся на 1973 год – 379 007 экземпляров. На проектную мощность завод вышел в 1974 году.

Кстати, «копейка» оказалась настоящим шедевром советского автопрома: ни до, ни после него сборщики так и не смогли создать таких долговечных автомобилей. За все время производства (1970—1984) автозавод произвел более 2,5 миллиона ВАЗ-2101.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ