Воронежский государственный медицинский университет вместе со своими выпускниками разных поколений отметил на прошлой неделе очередную дату основания высшего медицинского образования в Воронежской области. 12 ноября 1918 года на медицинском факультете созданного ВГУ (на базе императорского Юрьевского) началось чтение лекций и открылся амбулаторный прием воронежцев с глазными болезнями.
Однако эта не юбилейная, казалось бы, 104-летняя годовщина основания ВГМУ все же оказалась знаковой – именно для медицинского образования. «Современная медицина как очень разветвленная наука сегодня развивается по 104 направлениям», – отметил в интервью «Горкому36» ректор ВГМУ профессор Игорь Есауленко. А получивший в этот день мантию почетного профессора заведующий кафедрой ургентной и факультетской хирургии Евгений Чередников добавил, что кредо медицинского образования – «всю жизнь учиться у постели больного». Это кредо и определило особенности ВГМУ: многие ведущие ученые университета также являются ведущими врачами практического здравоохранения региона. Все они приняли участие в торжественном заседании ученого совета ВГМУ – одного из лучших центров подготовки медицинских кадров России.
Ректор Игорь Есауленко: «Ученых одержимых и страстных становится все меньше»
– Я убежден, что любой вуз начинается не с материально-технической базы, а с истории и традиций. И это не просто воспоминания, но целые научные школы, постоянное взаимодействие с нашими выпускниками разных поколений по всей стране и за рубежом. Потому что главным достижением нашего университета на протяжении всех десятилетий существования остается последовательное развитие человеческого капитала на благо отечества, – говорит Игорь Есауленко.
– Сейчас потребность во врачах возрастает с каждым днем. Не планируется ли в нынешних условиях ускоренная их подготовка?
– Ускоренная подготовка обрекает будущего врача на секвестирование необходимых знаний для выполнения его профессиональных задач. Например, в 1941 году Воронежский мединститут выпускал после 4-го курса так называемых зауряд-врачей. Но все они после окончания войны обязательно доучивались, потому что медицинское образование предполагает шесть лет учебы. Отступать от этого стандарта никто не будет и сегодня. Наоборот, сейчас растет необходимость в более длительной специализированной подготовке. Освоение ряда медицинских специальностей уже не умещается в двухгодичный курс ординатуры. Например, подготовка урологов уже требует три года учебы в ординатуре, а нейро- и кардиохирургов – пять лет. Ведь медицина стала высокоспециализированной и высокотехнологичной отраслью. Сегодня в ней уже 104 направления. Одна только стоматология разветвляется на много новых специальностей. Весь этот процесс продолжается.
– Вы уже больше 20 лет возглавляете университет. Что вас больше всего беспокоит как ректора?
– Да, в этих стенах я провел всю свою взрослую жизнь, поступил в 1973 году и прошел все этапы студента, аспиранта, ассистента, доцента, профессора. Моя трудовая книжка за пределы родного вуза никогда не выходила. А беспокоит то, что сегодня все меньше людей, которые обладают научными компетенциями. Наука ведь такая сфера, что можно годы на нее положить, а ожидаемого результата не будет. Она требует особого упорства, терпения и даже одержимости. Поэтому наши выпускники стремятся сразу уйти в практическую медицину, где признание приходит гораздо быстрее. Вылечил успешно одного-двух пациентов – и признание уже обеспечено. Так что подготовка научных кадров – большая проблема сегодня. Да и в самой науке все больше прагматичных людей, которые просто ставят перед собой задачи – последовательно защитить кандидатскую, докторскую диссертации, и, добившись всех званий, успокаиваются. А вот людей одержимых подлинным научным поиском, страстных становится все меньше. У нас такие пока есть.
– То есть сегодня медицина испытывает дефицит ученых кадров?
– Их надо растить, а это непросто. Сегодня, чтобы проводить новые исследования на клеточно-молекулярном уровне, нужна современная аппаратура, реактивы. Они стоят десятки миллионов рублей, и большинство у нас не производят. А без этих технологий развитие науки сегодня невозможно.
– Что бы вы хотели поменять в системе медицинского образования?
– Я не утопист и понимаю, что все современные процессы взаимосвязаны, как пазлы. Какой-то новый «авторский» пазл в эту жесткую картину мира сейчас не вставишь, все идет своим чередом. Поэтому я ничего не хочу менять. Но очень бы хотел, чтобы возрастал авторитет преподавателя, чтобы его личность становилась ключевой фигурой в профессиональной подготовке и воспитании специалиста. И чтобы это понимали и ценили сами преподаватели и наши студенты. Они должны приходить в медицину осознанно. А потом поддерживать связь с альма-матер всю жизнь. Для врача это особенно важно.
Почетный профессор Евгений Чередников: «Наших выпускников надо беречь»
На торжественном заседании ученого совета ВГМУ были вручены мантии и дипломы почетного профессора – тоже одна из традиций медицинского университета. В минувшем октябре это звание было присвоено главному хирургу Минздрава директору Национального медицинско-исследовательского центра хирургии им. Вишневского академику РАН Амирану Ревишвили. На этот раз обладателями почетной мантии стали ученые самого ВГМУ – заведующий кафедрой ургентной и факультетской хирургии Евгений Чередников и профессор кафедры инфекционных болезней Юлия Притулина.
– Моя мечта, чтобы мы, ученые-клиницисты, и наши студенты использовали вебинары как можно реже. Они появились в учебном процессе с началом коронавирусной пандемии. А теперь главное, чтобы этот новый формат обучения не вытеснил настоящее академическое образование, – поделилась с «Горкомом36» перед началом торжества Юлия Притулина.
Заведующий кафедрой ургентной и факультетской хирургии Евгений Чередников добавил, что академическое образование в медицине должно быть неотрывно от больничных стен, но врачей, желающих работать в ургентной (то есть экстренной) хирургии, все меньше – из-за возникшей за последние годы целой обоймы уголовных дел.
– Работа врачей БСМП в условиях новых рисков и конфликтов стала особенно уязвимой. Поэтому целевые направления в эту сферу медицинской помощи есть, а желающих все меньше. И заметьте, как началась пандемия – врачей снова стали носить на руках. А закончилась – уголовные риски и все напряжение возобновилось. Наших выпускников – врачей надо беречь. Можно оснастить оперблоки самыми дорогими технологиями, но если там не будет людей, профессиональных рук – не будет ничего, – добавляет Евгений Чередников.
С очередной годовщиной ВГМУ поздравили коллеги из других регионов и стран. В том числе – из медицинских университетов Харбина и Будапешта, с которыми воронежский медуниверситет имеет давние дружеские отношения. Очередным этапом этих отношений должно стать подписание трехстороннего договора о сотрудничестве между Минздравом РФ, ВГМУ и венгерским университетом в сфере совершенствования онкологической помощи.
На верхнем фото: Обладателями почетной мантии стали заведующий кафедрой ургентной и факультетской хирургии Евгений Чередников и профессор кафедры инфекционных болезней Юлия Притулина.