2024-10-01

Последствия тяжелых ДТП: «собрать» человека – технология возвращения к жизни

В ближайшие годы в России может резко возрасти смертность на дорогах, а к 2022 году в ДТП будет погибать до 33 тыс. человек в год – этот прогноз опубликован в новом федеральном проекте стратегии безопасности дорожного движения.
В ближайшие годы в России может резко возрасти смертность на дорогах, а к 2022 году в ДТП будет погибать до 33 тыс. человек в год – этот прогноз опубликован в новом федеральном проекте стратегии безопасности дорожного движения. Одна из названных причин – «неконтролируемый рост автомобилизации населения».

Как к этой ситуации готова медицина Воронежа, «Горком36» проанализировал на примере работы межрайонного травматологического центра БСМП № 10 «Электроника». Кстати, в этом году ведущему травмцентру Черноземья исполняется 10 лет.

Оценить масштаб разрушения

к электронике 3.jpg– Снижение смертности от ДТП – это сложная межведомственная задача, в которой медицинским работникам отводится роль спасения жизни и здоровья пострадавших. Травмы в результате ДТП носят множественный характер, при этом невозможно заранее просчитать их тяжесть. Одновременно пострадавший может получить черепно-мозговую травму, переломы костей, поражение органов грудной клетки, разрывы печени и селезенки. Сочетание таких повреждений многократно увеличивает ущерб здоровью пациента, – поясняет заместитель главного врача по хирургической помощи Александр Горлунов.

Приемное отделение – первый рубеж травмцентра «Электроники». «Многопрофильность» травмы диктует необходимость современного подхода к работе. К приему пострадавших всегда готовы все службы больницы. Мультидисциплинарный подход к лечению пациента, современные диагностические возможности, противошоковый блок, реанимационное отделение, высокая квалификация медицинского персонала определяют успех в лечении пострадавшего, а в конечном итоге – качество жизни и судьбу пациента.

– Каждый день к нам везут самых тяжелых пациентов после ДТП из районов области, но больше всего – из Воронежа. Чтобы спасти человека, часто приходится принимать решение о реанимационных мероприятиях и нескольких операциях одновременно, – поясняет Александр Горлунов.

Онлайн-операция

Травмцентр «Электроники» за последние годы благодаря нескольким федеральным программам переоснащен на принципиально новом уровне. В частности, больница закупила уникальную в Черноземье хирургическую навигационную станцию. Теперь в «Электронике» проводят транспедикулярную фиксацию при переломе позвоночника – то, что раньше было доступно только в дорогих клиниках Европы и Израиля. Чтобы встать на ноги, люди ехали туда и отдавали большие деньги. У кого больших денег нет – оставались на всю жизнь прикованными к инвалидному креслу. Сейчас такая операция проводится в Воронеже бесплатно – по программе госгарантий.

– Позвоночник будет держаться на специальной конструкции, а для этого нужно вкрутить винты в позвонки, сопоставить и еще скрепить штангой. Винты не должны вой­ти в спинномозговой канал, но и «болтаться» им никак нельзя. Представляете уровень точности работы? Программное обеспечение навигационной станции открыло нам совсем другие возможности, – рассказывает заведующий нейрохирургическим отделением Дмитрий Коровин.

Имея снимок повреждений, хирург сначала проводит «виртуальную» операцию в этой программе, подбирает нужной длины и ширины винты, ракурс их ввинчивания в позвонки – все на мониторе сочленяет и скрепляет. Отработав такую виртуальную операцию, в соответствии с данными компьютерной томографии на следующий день предельно точно, с онлайн-навигатором на мониторе работает в операционной.

Важнее статистики

Хирурги говорят, что с такими возможностями у них «развязались руки». В прошлом году врачи вытащили с того света уже почти обреченного парня. В приемное отделение привезли подростка, сбитого на переходе в темноте. 17-летний парень получил травмы, практически несовместимые с жизнью. Он лечился два с половиной месяца, перенес несколько сложных операций на головном и спинном мозге. И вернулся домой в ясном сознании. Впереди предстоят еще плановая операция на лице, восстановление сломанного бедра, но самое страшное позади.

В том же 2017-м в «Электронику» привезли сбитых на проезжей части Воронежа двух юных близнецов. Один отделался ушибами и сотрясением мозга. Другой с тяжелыми травмами пролежал в коме и прошел через шесть операций на головном мозге, вспоминает Дмитрий Коровин. Сейчас он уже на ногах, вернулся в школу наверстывать программу.

А еще силами всей больницы возвращали к жизни после тяжелого ДТП молодую коллегу. Последним этапом всех мероприятий, начиная с реанимации, было эндопротезирование разрушенного тазобедренного сустава. Теперь женщина выписана, избежав инвалидности, и скоро вернется в профессию.

– Все эти конкретные судьбы должны быть важнее любой статистики. Важно, чтобы ни один наш пациент после выписки «не потерялся» у социальных служб, в поликлинике и прошел полную реабилитацию, – говорит Александр Горлунов.

А еще здесь надолго запомнят, как ранним утром 9 марта 2014 года в приемное отделение начали привозить людей с тяжелыми травмами после трагедии у кафе «Дон Кихот». Нетрезвый водитель не справился с управлением на улице Богдана Хмельницкого и протаранил толпу отдыхающих. Пять человек погибли на месте. Еще 20 доставили в «Электронику». Быстро и одновременно. То раннее утро, когда все силы больницы в режиме ЧС были мобилизованы в приемном отделении, Александр Горлунов называет серьезным испытанием на прочность. Травмцентр
1-го уровня «Электроники» испытание выдержал.

Ольга БРЕНЕР

Фото Сергея ГУБАНОВА

Цитата в тему

Заведующий травматологическим отделением БСМП № 10 Дмитрий Шуваев:

– Если б пешеходы носили одежду со свето­отражающими элементами и перестали в движении пользоваться наушниками от плееров и смартфонов, то количество ДТП уменьшилось бы минимум вдвое.

ЦИФРЫ

По данным ВОЗ, в результате ДТП в мире ежегодно погибает около 1,2 млн человек.

В Воронежской области каждый год насчитывается 4-5 тыс. пострадавших в ДТП.

Ежегодный ущерб региону от ДТП – 5-7 млрд руб.

Средний возраст пострадавших и погибших – 59 лет.

ДТП являются ведущей причиной смертности россиян в возрасте 34-44 лет.