Как в Воронеже растят креаторов
Одним из спикеров площадки стала креативный продюсер Центра креативных индустрий «Матрешка» Кристина ГУЛЬЕВА. Она рассказала, что основой Центра креативных индустрий является школа – это фундамент, на котором строится вся дальнейшая работа команды «Матрешки». Сейчас здесь работает шесть студий, где обучаются 200 детей. Подростки учатся сочинению электронной музыки, звукорежиссуре, графическому дизайну, анимации и 3D-графике, фото- и видеопроизводству, а также VR и дополненной реальности.

Полученные навыки студийцы отрабатывают на практике. Например, в этом году к 300-летию Воронежской губернии подростки разработали варианты брендированного стиля. На его основе можно выпускать мерч – брендированную продукцию. Это одежда, шоперы, сувениры, предназначенные для продвижения Воронежа.
В этом году студенты направления «Дизайн» разработали проект для своего первого заказчика – музея Крамского. Подростки создали фирменный стиль для программы экспресс-экскурсий «Культурный перерыв». А в конце октября «Матрешка» презентовала виммельбух «Время музыки» – иллюстрированную книгу-игру к 100-летию Воронежского академического симфонического оркестра. Это совместный проект «Матрешки» и Воронежской филармонии.
– В книжке большое количество маленьких персонажей. За каждым из них можно наблюдать, переворачивая страницы, – отметила Кристина Гульева.

Идея создания книги принадлежит Кристине Гульевой. Иллюстрации создала художница из Москвы Екатерина Киланянц. Также в подготовке издания принимали участие студенты студии 3D-анимации и педагог студии VR.
На последнем развороте издания есть QR-код, перейдя по которому читатели могут посмотреть мультфильм с дополненной реальностью и послушать фрагмент симфонии, которая была исполнена в Воронежской филармонии на концерте в 1925 году.
– Виммельбух можно купить в нашей филармонии. Это новый нетривиальный и интерактивный сувенир, – добавила спикер.
Не Котенком единым…
Член Союза дизайнеров России Юлия САЛАМЕХ рассказала об основанной ею в 2024 году дизайн-студии «Соль земли». Команда студии разрабатывает уникальный мерч для городов, парков, заповедников и других территорий.
Одно из направлений команды – производство оригинальной сувенирной продукции, одежды и аксессуаров для туристов, приезжающих в Воронеж. Она сделана с юмором и запоминается. Например, студия создает необычные сувенирные ложки-лопаты, отсылающие к плодородному чернозему. Или производит одежду, в которой обыгрываются элементы традиционной воронежской вышивки.
– У каждой территории есть люди, истории, события, которые делают их особенными. Это какие-то изюминки, своя идентичность – соль земли. Если взять все эти вещи и интерпретировать их креативными инструментами, то они станут не просто модными безделушками, а амбассадорами территории. Этот мерч расходится по всей стране, по всему миру вместе с туристами и рассказывает о нашем городе или любом другом месте, – пояснила Юлия.

История проекта «Соль земли» началась, когда дизайнер обучалась в Строгановке. Когда студенты спрашивали ее, откуда она родом, она отвечала: «Из Воронежа». И тут же слышала в ответ: «Воронеж – родной город «Сектора Газа».
– Я говорила: «Подождите, есть еще Котенок с улицы Лизюкова!» Тогда о нем мало кто знал. А сейчас, когда Воронеж ассоциируется с Котенком, я говорю: «Подождите, есть еще Косберг!» Чем больше мы погружались в производство мерча, тем больше уважали свой город и любили его, – поделилась Юлия.
В принтах футболок и шоперов команда проекта обращается к изображениям исторических личностей, которыми славится Воронеж. Среди них – предприниматель Вильгельм Столль, математик Андрей Киселев и создатель двигателя для ракеты-носителя «Восток», конструктор Семен Косберг.
По мнению дизайнера, чтобы какая-то вещь стала сувениром, на ней недостаточно написать название города.
– Рынок наводнен кружками и футболками, на которых пишут название города. Но они не отражают его идентичности. В них нет харизмы, сути, вкуса. Мы хотели проявить все эти вещи в мерче и сделать его приятным и визуально, и ментально, – говорит дизайнер.
На сессии Юлия также представила дизайнерские проекты для парка «Ломы», Дворца Ольденбургских, сети парков альпак «Пача Мама».
Регион туристического потенциала
Еще одним спикером сессии стал министр архитектуры и градостроительства Воронежской области Андрей ЕРЕНКОВ. Он отметил, что Воронежская область – регион нераскрытого туристического потенциала.

– Это касается и Воронежской области, и города Воронежа. Ключевая проблема туризма в нашем регионе – это то, что у Воронежа и области нет четкой единой стратегии позиционирования. Мы все сходимся на том, что край Воронежский – чудесное место, где достаточно комфортно жить, где очень много локальных креативных индустрий, о которых люди знают по всей стране. Но единой объединяющей картины у нас нет, – отметил министр.
По мнению Андрея Еренкова, столицу Черноземья отличают от остальных городов три тезиса, на основе которых возможно развивать туристический потенциал. Это фестивальная культура, Воронежское водохранилище (самое большое в центре города в Европе) и вкусная еда (локальные гастрономические традиции).
– В 2013 году Воронеж стал миллионником, это оказало косвенное влияние на его позиционирование – мы оказались в группе конкурентов наряду с Нижним Новгородом, Самарой, Казанью, – отметил министр.
Андрей Еренков уверен: туристический потенциал Воронежа должен учитываться при стратегическом и пространственном планировании.

– Когда мы разрабатываем градостроительные документы, мы должны помнить, что все наше визуальное окружение влияет и на туризм. Так, главный кейс, который будет напрямую оказывать влияние на восприятие Воронежа, – это водохранилище, – добавил он.
По его мнению, точками притяжения для развития креативной экономики могут стать парки, пешеходная улица Карла Маркса, Петровская набережная и крупные вузы. Что же касается Воронежской области, среди таких точек притяжения – памятники природы и археологии, культовые сооружения, ремесла и событийные фестивали.

– Все это должно работать на узнаваемость региона и вносить свой вклад в экономику, – добавил Андрей Еренков.
Также, по мнению министра, большой ресурс для развития туристического потенциала и экономики впечатлений – объекты исторического наследия. В первую очередь это старинные здания.
– Появление какого-то гастрономического продукта или культурно-просветительского проекта в здании XIX века сделает его более привлекательным. Мы должны вовлекать в городскую экономику архитектуру прошлых столетий, – отметил Андрей Еренков.




