2024-11-23

Смогут ли «умные счетчики» снизить народный градус возмущения платежками?

Буквально каждую зиму и вплоть до конца отопительного сезона не утихает возмущение воронежцев из-за счетов за отопление, горячую воду, газ и электричество. Горожане пишут гневные письма во всевозможные инстанции - в Госжилинспекцию, в прокуратуру, публикуют сканы счетов с весьма увесистыми суммами в соцсетях и винят во всем поставщиков ресурсов и управляющие компании. 

Буквально каждую зиму и вплоть до конца отопительного сезона не утихает возмущение воронежцев из-за счетов за отопление, горячую воду, газ и электричество. Горожане пишут гневные письма во всевозможные инстанции  в Госжилинспекцию, в прокуратуру, публикуют сканы счетов с весьма увесистыми суммами в соцсетях и винят во всем поставщиков ресурсов и управляющие компании.

С другой стороны, незаконопослушные воронежцы пытаются манипулировать с приборами учета, а некоторые просто прекращают платить, не веря ни поставщикам, ни руководству УК или ТСЖ, ни счетчикам. И здесь уже растет градус гнева со стороны ресурсоснабжающих организаций, которые в ответ готовы идти на самые жесткие меры. История повторяется с завидной регулярностью, как первый снег в начале зимы.

Последствиями этой напряженности становятся периодические конфликты между поставщиками ресурсов и управляющими организациями. Например, в феврале этого года компания «Квадра» обвинила воронежскую УК в аномальных счетах за отопление. Оказалось, что общедомовой прибор учета тепла (ОДПУ) в доме был неисправен, и плата за отопление начислялась по нормативу – а это, как правило, более высокие суммы. А ответственность за обслуживание и снятие показаний прибора «Квадра» возложила на УК.

Таким образом, в основе большинстве конфликтных ситуаций лежит недоверие граждан к системам учета и тем, кто их обслуживает.

Счетный труд  на плечи роботов

Сегодня на рынке существует решение, позволяющее сделать процесс учета более прозрачным и по максимуму исключить из него человеческий фактор: налажен выпуск сертифицированных счетчиков со встроенным цифровым модулем. Это принципиально новый для России продукт.

Смысл проекта в том, что в приборах учета устанавливают электронные сим-карты, которые автоматически передают показания на цифровую платформу. Любой житель дома может зайти со смартфона на эту платформу и увидеть произведенные начисления и параметры поставляемого ресурса: температуру, объем, напряжение и т. п. Вольные или невольные ошибки в платежках ЖКХ становятся невозможными или легкоустранимыми.

Установка датчиков оказывается на руку и управляющим компаниям, стремящимся к прозрачным отношениям с жильцами вверенного им жилого комплекса: ведь автоматизированные датчики невозможно переделать, скрутить показания или приспособить к ним магниты. Такая система автоматизации сбора показаний призвана снизить накал эмоций в коммунальной сфере и свести взаимные претензии к нулю за счет точных и понятных всем сторонам цифрам в начислениях за потребление воды, газа и электричества.

Шесть лет без поверки и недоверия

Что нужно для установления нового уровня отношений жильцов с управляющими организациями? Руководство УК может обратиться к оператору системы за цифровым решением для конкретных домов, даже не дожидаясь решения общего собрания жильцов дома и перейти на умные приборы учета, которые сведут на нет недоразумения со счетами на газ, свет и воду, а главное на самую горячую тему – отопление.

Согласно действующему с 1 июля 2020 года закону, обязанность установки и эксплуатации новых приборов электроэнергии возлагается не на потребителей, а на сетевые и энергосбытовые предприятия. За «умные» счетчики газа, воды и тепла пока по-прежнему платит потребитель. Но специалисты утверждают, что автоматический сбор показаний позволяет снизить оплату на общедомовые нужды в среднем на 10%  так что затраты быстро окупаются.

Например, компания МТС уже поставляет «умные» счетчики управляющим компаниям региона. Система интегрируется с платформой для УК, она позволяет собирать данные о потреблении и выставлять счета автоматически, без необходимости снимать и обрабатывать показания вручную и проверять точность устройства: срок работы в сети NB-IoT датчика - шесть лет без поверки и замены батареи. Счётчик работает даже в местах, куда не проходит сигнал сетей мобильной связи.

«Сеть NB-IoT запущена нами специально для внедрения решений «интернета вещей» в России, она уже успешно работает 78 регионах. В Воронежской области сеть покрывает не только Воронеж, но и райцентры и малые населенные пункты. Это означает, что коммунальные компании могут устанавливать умные приборы учета и городским, и сельским жителям. Датчики с сим-картами передают данные о реальном потреблении электроэнергии или воды на телематическую платформу. По сути, NB-IoT – это сеть, в которой общаются и обмениваются данными технические устройства, не способные к какому-либо лукавству или обману»,  рассказал директор МТС в Воронежской области Андрей Перагов.

Что показывает опыт

 Электронные приборы учета, оборудованные автоматическими средствами дистанционного снятия показаний, начали устанавливать в Воронеже еще в 2010 году,  комментирует директор воронежского УК «РЭП-101» Александр Корзун. 

Бесспорными плюсами дистанционного снятия показаний является быстрота процесса и точность данных. Система налажена таким образом, что каждый месяц специалисты УК процедуру проводят в один и тот же день, и крайне редко случается, когда в одном месяце расчетный период получился, к примеру, 25 дней, а в другом  30. Это позволяет «ровнее» распределять ресурсы, потраченные на общедомовые нужды, среди жителей.

В УК пока не достигнуто 100-процентное укомплектование квартир «умными счетчиками», признает Корзун. Многие жители ждут изменений в законодательстве. Пока только умные приборы учета электроэнергии с 2021 года должны устанавливаться за счет гарантирующего поставщика. В Воронеже это компания «ТНС Энерго Воронеж». Счетчики газа, тепла и воды могут устанавливать собственники помещений, но пока только за свой счет.

Дистанционный доступ к прибору учета в режиме онлайн позволяет отслеживать корректность его работы, утверждают коммунальщики. Каждый типовой дом потребляет примерно одинаковое количество ресурсов ежемесячно, поэтому серьезное увеличение или уменьшение показаний будет свидетельствовать о том, что, например, произошло незаконное подключение к общедомовым сетям или прорыв воды. В таком случае коммунальщики начнут оперативно искать место утечки ресурсов, а жителям многоэтажки не придется платить за общедомовые расходы воды, которую они не использовали.