Пробки



Слово и дело техники: зачем воронежские школы массово оснащают компьютерами

04.08.2020, 16:26

Слово «цифровизация» в образовательной среде сейчас почти что ругательное. Любой анонс, сообщающий о закупке для школ компьютеров или подключении устройств к скоростному интернету, вызывает шквал подозрительных комментариев в соцсетях со стороны родителей. И если одни ограничиваются лишь ожиданием еще одной дистанционной четверти, другие боятся, что таким образом хотят приговорить систему классического школьного обучения в целом. Давайте разбираться.

Широкополосный доступ

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» предполагает «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, которая обеспечит высокое качество и доступность всех видов обучения в регионе», объясняют в пресс-службе областного департамента образования, науки и молодежной политики. Так, к сентябрю этого года 105 образовательных организаций получат современное оборудование для создания рабочих мест для учителей, а также ноутбуки, которыми смогут пользоваться учащиеся.

– В течение лета широкополосный доступ в сеть интернет предоставлен 494 образовательным организациям сел, поселков городского типа, причем они получили гарантированный интернет-трафик и интернет-соединение со скоростью не менее 50 Мб/с, – сообщают в департаменте. – А 279 городских учреждений получили гарантированный трафик и скорость соединения в диапазоне 90-100 Мб/c.

Подчеркивается, что все без исключения заведения общего образования подключены к сервисам, позволяющим проводить видеоконференции и организовывать дистанционное обучение. Очевидно, что данная мера – ответ на вызов пандемии, но некоторые родители посчитали: через подобные «мягкие» меры их постепенно готовят к тому, что сентябрь начнется не с привычной школьной линейки и звонка, а с расписания, кто и когда пользуется компьютером.

– У меня есть уверенность, что мы 1 сентября пойдем в школу. Ребята сядут за парты, их будут встречать учителя. Мы соскучились по детям, дети соскучились по своим друзьям, по учителям. Школа всегда была местом притяжения, центром любого населенного пункта, и это уже не изменится. И форма, и ранец обязательно пригодятся, – заверяет руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов.

Караван должен идти

Эксперты также посчитали, что опасения относительно масштабного внедрения дистанционного обучения – не более чем отголосок негативного опыта, однако отрицать влияние современных технологий на жизнь человека тоже нельзя. Что думают эксперты о цифровизации образования?

Ольга Пастушкова, замдекана культурно-просветительского факультета ВГТУ, заведующая лабораторией педагогического дизайна и непрерывного образования:

– Родителей можно понять: начались повторные вспышки коронавирусной инфекции в тех странах, где ранее пандемия пошла на спад. А это значит, надо быть готовыми к новым форс-мажорам. Родительское сообщество встревожено возможностью дистанционного обучения их детей в новой четверти, это обусловлено негативным опытом «онлайна», неготовностью технической, профессиональной и моральной.

В то же время караван должен идти, и нацпроект «Образование», в частности создание цифровой образовательной среды, должен внедряться. Прогресс не остановить. А когда есть ситуативная проблема, такая как вирус, цифровая среда может стать для нас спасением. Ее, кстати, очень не хватало в период пандемии.

Я за то, что нужно изучать, как можно использовать возможности цифровизации и в нормальное время, когда нет эпидемий. Как с помощью нее помочь отстающим или очень продвинутым ученикам? Мы должны быть готовыми и гибкими в отношении новых вызовов – такое время, но не стоит при этом опасаться, что дети останутся без чуткого внимания и заботы педагогов. Футуролог Митио Каку среди профессий будущего называет педагогов-наставников, которых не заменят ни роботы, ни искусственный интеллект – вот именно ими и станут онлайн-педагоги.

Наталия Киреченкова, председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты Воронежской области:

– Цифровизация образовательной среды в плане оснащения устройствами – это требование времени. Компьютеры вошли в нашу жизнь прочно, навсегда. Мне кажется важным предоставление детям возможности пользоваться теми ресурсами, которые дает интернет. Но использовать в целях саморазвития, а не каких-либо глупостей. И здесь важный момент – я понимаю цифровизацию не только как план по техническому оснащению образовательных организаций, но и как развитие культуры использования данных технических средств. В наших школах ее пока нет, так как не везде был свободный доступ в интернет. Для ребенка компьютер – пока всего-навсего игрушка. Культура использования предполагает, что именно взрослый покажет правильный вектор в разнообразном контенте.

Проект по цифровизации – абсолютно не про переход на дистанционное обучение. Цифровизация дает уникальную возможность пользоваться мировым опытом для личностного развития. Можно послушать урок лучшего учителя физики страны по теме, которая ребенку интересна или непонятна. Я вижу в этом огромный ресурс.

Знаю много других историй, когда родители говорят: «Если бы не карантин, я бы никогда не увидел, как мой ребенок может учиться». Речь о том, что кому-то один вариант подходит, а кому-то другой. Просто таких родителей не видно, они не кричат об этом. Я считаю, что у родителей и детей должна быть возможность выбора. Каждый ребенок уникален, и один не может развиваться, если нет поддерживающей социальной среды – и для него дистанционка трудна, это не его пространство; а для кого-то это очень удобная вещь, и это абсолютно не значит, что он не будет общаться. А в России нет законов, которые ясно и четко описывают возможности дистанционного обучения, они у нас ситуативные. Мне кажется, надо ставить вопрос о том, чтобы такие законы появились, чтобы была возможность выбора.

Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото Алисы ЕРМАКОВОЙ

в тему

Министерство просвещения РФ определило победителей конкурса грантовой поддержки из федерального бюджета в 2020/2021 учебном году. Среди них две школы из Воронежа, три из области. Образовательные учреждения региона оказались в числе лучших проекта «Кадры для цифровой экономики», показав достойные результаты в преподавании математики, информатики и технологии.

Так, гимназия им.Кольцова и школа № 102 получат 6 млн и 4 млн руб. соответственно. Калачеевской школе № 6 выделили 4,9 млн руб., в Боброве образовательный центр «Лидер» им. Гордеева и школа № 1 получат гранты в 6 млн и 2,9 млн руб. соответственно.

тем временем

Дистанционный формат работы в последнее время становится все более популярным среди соискателей и работодателей, доля предложений об удаленной занятости растет, говорит директор макрорегиона Юг HeadHunter Ирина Веретенникова. Сейчас количество таких вакансий составляет 3% от общего числа. Чаще других работать из дома предлагают IT-специалистам, профессионалам сферы продаж и маркетинга, бухгалтерам и юристам.

– События весны 2020 года выступили катализатором роста числа дистанционно работающих специалистов. Многие работодатели увидели для себя преимущества в удаленном формате, – подчеркивает эксперт.

Читайте также:
Реконструкция путепровода на улице 9 Января в Воронеже идет к концу
Подробно


Воронежская школьница доказала ошибку в учебнике и заработала 100 баллов ЕГЭ
Выпускница воронежской школы Дарья Ковалева подала на апелляцию после сдачи ЕГЭ, будучи уверенной, что все задания по обществознанию она выполнила правильно. Она смогла доказать, что права была она, а не оценивающие ее знания преподаватели. 

13.09.2020 10:22.