2024-03-19

«Шут» за письменным столом: кукольники презентовали «ДЕТПРЕССЦЕНТР»

События ждали – и оно не замедлило случиться: в конце минувшей недели в театре кукол «Шут» им. В Вольховского открылся детский пресс-центр. Его первыми слушателями стали полтора десятка воронежских школьников в возрасте от восьми до 14 лет.
События ждали – и оно не замедлило случиться: в конце минувшей недели в театре кукол «Шут» им. Вольховского открылся детский пресс-центр. Его первыми слушателями стали полтора десятка воронежских школьников в возрасте от восьми до 14 лет. Юные кукломаны будут постигать под театральными сводами основы современной «культурной» журналистики.

В Зимний сад гулять водили

Стартовое занятие, состоявшееся в рамках презентации нового образовательного проекта «ДЕТПРЕССЦЕНТР», получилось архинасыщенным. Перво-наперво детей с родителями пригласили в Зимний сад, и уж если отталкиваться от известной сентенции про вешалку, с которой начинается театр, то «зимне-садовое» пространство намекало на таинство и магию театральной жизни куда как более «весомо, грубо, зримо». Расставленные по периметру просторного зала колоритные куклы в человеческий рост и выше – персонажи культовых спектаклей, уже покинувших текущий репертуар, – в интерьерах, воспроизводящих фрагменты реальных декораций; что может работать на нужную атмосферу результативнее, чем выразительный предметный ряд?

Правда, в помощь ему в спектакле – музыка, световые и звуковые эффекты и т. п.; об этих и других хитростях тире слагаемых сложного театрального «производства» ребятам предстоит узнать со временем, по мере реализации проекта. И, соответственно, научиться писать о театре и всем том, что составляет его будни и праздники, – грамотно, доказательно, оригинально.

В конкурентах – балет

Пока же школьникам преподали увлекательный актерский мастер-класс. В интерактивной, как принято в детском театре, форме: непосредственное участие в «процессе» ребенка – залог его неподдельного и деятельного интереса к происходящему. Впрочем, не только дети, но и взрослые зачарованно следили за действиями Михаила Каданина, Анны Лужецкой и Владислава Ефанова – ведущих актеров труппы, проводивших театральный урок, веселый и серьезный одновременно. Внимательно слушали пояснения, эти действия сопровождавшие, задавали вопросы. Старательно повторяли нужные «манипуляции» – по принципу «испытано на себе».

Заметно удивило гостей сообщение, прозвучавшее для них полной неожиданностью: кукольное искусство, где мелочей не бывает, а фантазии дозволительно быть безграничной, – самое, пожалуй, трудоемкое изо всех сценических. Разве что балет в этом смысле способен посоперничать с ним на равных. Сделали дети и открытие насчет того, что основной инструмент кукольника – обычная рука, и владеть ею надо покруче иллюзиониста. Для чего артисту необходим особый тренинг, причем буквально со студенческой скамьи. Так, Анна Лужецкая вспоминала, как в пору учебы в екатеринбургском институте усердно перебирала горох – мелкую моторику пальцев развивала.

«Дикий» для начала

С помощью одних лишь рук профессионалы, демонстрируя собравшимся возможности театра кукол как жанра, «делали» любопытного страуса, легкокрылую бабочку и прочую движущуюся живность. А уж когда до собственно кукол дело дошло – к публике не спеша «вышел» вальяжный гусь, с аппетитом глотающий кованые гвозди, выпорхнула очаровательная ведьмочка-марионетка, легким движением руки кукловода превращающаяся в ворону. Владели вниманием аудитории и прочие рукотворные обитатели сегодняшней сцены «Шута», ведь детворе, опять же, предлагалось не только любоваться куклой, но и управлять ею.

Артисты знакомили ребят со спецификой сценического искусства, видами и системами кукол, техниками и актерскими приемами не развлечения ради, но – с прицелом на следующее занятие «ДЕТПРЕССЦЕНТРА», запланированное на 24 марта. В его программе – детальный «разбор полетов»: анализ текстов, которые учащиеся предварительно передадут специалистам «Шута». На первый раз домашнее задание для каждого из начинающих критиков – демократичнее не бывает: в свободной форме изложить впечатления от посещения театра, акцентируя внимание на моментах, впечатливших особо. Благо моментов таких – с избытком: в финале встречи гостей пригласили посмотреть «Дикого» – спектакль по сказке Андерсена «Гадкий утенок». Так что самые отважные уже могут замахнуться на первую в своей творческой жизни театральную рецензию – не боги, в самом деле, горшки обжигают.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ