Это ответственность, интеллигентность, принципиальность и смелость в общении с вышестоящей властью и почти домашняя забота о рабочих стенах и учениках. Редакция убедилась в этом, собрав воспоминания о них коллег и учеников.
Здесь будет школа-сад
Боевой путь уже состоявшегося учителя Виктора Арсениевича Виноградского был проложен через Москву, Кенигсберг на Западном, 1, 2 Украинском, 3 Белорусском фронтах – до Берлина. Среди боевых наград – орден Красной звезды, медали «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина». Как вернулся с фронта – возглавил в Воронеже 29-ю школу. То есть возглавил то, что осталось тогда от здания в разрушенном городе. А осталась обугленная коробка. Уже к 1 сентября 1945-го часть стен удалось восстановить, и в них начались занятия для первоклашек. Через год школа становится семилетней. Еще через год – средней, а само здание восстановлено полностью.
Но учителя – в основном женщины – продолжали жить на втором этаже в классной комнате. В разрушенном городе с жильем было трудно. Тогда Виктор Арсениевич раздобыл обрезки досок и привез во двор школы. Там закипели строительные работы. После уроков учителя стали строить дом. И даже были сделаны погребки для хранения овощей. За эту инициативу, да и за весь последующий волюнтаризм воронежские власти отважного «нестандартного» директора недолюбливали и даже открыто ругали. Но он не сдавался. Дощатый дом на школьном дворе был построен, а потом у школы появился шеф – завод «Электросигнал». Так учителя из барачного домика стали переселяться в отдельные квартиры.
В 1946 году Виноградский настоял – и его школе был выделен земельный участок площадью больше гектара. Здесь под руководством своего директора начались первые занятия юннатов. И занятия, и большая работа – появился пришкольный огород, первые фруктовые деревца. В то голодное время «усадьба» 29-й школы спасала семьи учителей и ребят. Все трудились с воодушевлением. О 29-й воронежской школе заговорили на всю страну, писали в советских газетах. В 1950 году ребята отправились в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку – и стали лауреатами. На школьной форме некоторых старшеклассниц, кроме комсомольских значков, появилась бронзовая медаль участника-победителя ВСХВ.
С 1954 года в школе учились уже почти полторы тысячи юных воронежцев, работало 28 кружков. Виктор Арсениевич совместно с Академией педагогических наук наладил работу по политехническому обучению. Школа завязала контакты с институтом земледелия им.Докучаева, Ботаническим садом ВГУ, питомником зелентреста, опытной станцией СХИ, областной станцией масличных культур. Учреждения консультировали, отпускали сортовые семена, саженцы плодово-декоративных растений. И высаженные сразу после войны пришкольные деревца со временем превратились в большой фруктовый сад.
Уроки французского, и не только
Василий Артамонович Минаков на фронте был отважным танкистом. А в Воронеже под его руководством открылась одна из первых языковых школ – 59-я, с углубленным изучением французского языка. Теперь это гимназия им.И.С.Никитина.
В этом году Василию Артамоновичу исполнилось бы 105 лет.
А родился Василий Минаков совсем рядом с Воронежем – в селе Рыкань Рождественско-Хавского района в многодетной крестьянской семье. Его линия жизни от мечты стать сельским мастеровым через пожарища фронта до уроков французского в большом городе могла бы стать сюжетом для фильма.
– Он был мастеровитым юношей и хотел пойти учиться по линии ремесленника. Но отец настоял, чтобы сын стал учителем. В селе профессия педагога считалась особо уважаемой. Но, кроме учительства, он был еще и отважным воином. Во время войны дважды горел в танке, – вспоминает Галина Тихоновна Дмитриева, которая долгое время под руководством Василия Минакова проработала завучем.
Послушав отца, Василий после семилетки вслед за старшей сестрой Марусей приехал в Воронеж поступать в педагогическое училище. Решил стать учителем начальных классов. Началось его полуголодное студенчество: комната на пятерых в общежитии и по выходным пеший путь домой, до села Безбожник.
А уже после училища начал он не с первоклашек. В 1938 году по путевке Наркомпроса СССР отправляется на работу в Таджикскую ССР и становится там преподавателем русского языка в заочных педучилищах Захматобада, а затем Ленинабада.
С 1939 года призван в ряды Красной Армии. Почти год проходил обучение в полковой школе 29-го танкового полка 14 кавалерийской дивизии. А на войне оказался с первых дней – в самом фронтовом пекле. Воевал на Юго-Западном и Калининском фронтах в танковых частях.
Из наградного листа: «Тов. Минаков в этих боях проявил себя смелым и инициативным командиром, расстреливая в упор танки противника, личным примером увлекал свой экипаж и умело руководил им в бою».
В 1943 году Василий Минаков получил тяжелое ранение и был демобилизован.
Уже потом в Воронеже, сидя со своими учениками после «Зарницы» у вечернего костра, Василий Артамонович откровенно говорил с ними о войне. О тяжелых условиях, в которых находились солдаты, о вере в Победу и о том, как нужно ценить свою Родину. А вот о своем боевом пути упоминал коротко: горел в танке, был ранен.
Но до работы в Воронеже была Новоусманская школа. Покинул ее Василий Артамонович после того, как школьников вместо учебы заставили заниматься колхозно-совхозной работой. В 1960 году местная власть решила, что школьники на лето должны взять в колхозе утят, вырастить их, а осенью сдать государству. Минаков отказался выполнять указания райкома, посчитав их абсурдными.
В 1963 году Василий Минаков становится директором только что отстроенной школы №59, где началось углубленное изучение французского языка.
– Он был абсолютно нетерпим к пьянству. Организовал в школе открытый товарищеский суд над отцами, которые в нетрезвом состоянии систематически избивали своих жен и детей. Десять мужчин сидели в актовом зале школы и должны были ответить перед педколлективом, общешкольным и классным родительскими комитетами, представителями трудовых коллективов, где работали эти «герои». В зале присутствовали судья Коминтерновского района, представители прокуратуры и милиции – некоторых родителей пришлось доставлять под конвоем, – вспоминает Галина Тихоновна Дмитриева.
В результате папаши постепенно бросили и бить, и пить. Ну а сами дети хотели быть похожими только на него, на своего главного учителя.