Шесть рассказов Андрея Платонова: театр Вахтангова показал в Воронеже спектакль о бескорыстии (ФОТО)

2023-01-27
На Платоновском фестивале искусств в Воронеже стажеры театра им. Евгения Вахтангова сыграли прозу Андрея Платонова – шесть рассказов писателя объединила в одном спектакле режиссер Анна Горушкина.

На Платоновском фестивале искусств в Воронеже стажеры театра им. Евгения Вахтангова сыграли прозу Андрея Платонова – шесть рассказов писателя объединила в одном спектакле режиссер Анна Горушкина.

Мир Андрея Платонова в спектакле театра Вахтангова приоткрывается еще при включенном свете, когда зрители только проходят к своим местам. На сцене в полной темноте их встречает герой из произведения писателя «Юшка», и, понимаешь – он, несмотря на невидимый занавес театральной «четвертой стены», живет по соседству с нами.

– Спектакль «Платонов. Рассказы» – это поезд праведников-чудаков, которых мы не замечаем обычно, мы проходим мимо таких людей. Но именно по той причине, что эти люди есть, этот мир пока существует. Это люди, способные на какие-то жертвы ради других, ради их будущего. Это люди, способные любить бескорыстно. Бескорыстие – и есть связующая нить всех шести рассказов, которые представлены в нашем спектакле, – рассказывает режиссер Анна Горушкина.

В постановке раскрываются сюжеты сразу шести историй – «Неизвестный цветок», «Невозможное», «Песчаная учительница», «Река Потудань», «Семен» и «Юшка». И в каждой из них ощущается стремление жить, несмотря ни на что. Спектакль, хоть сценическое воплощение платоновской прозы дается и режиссерам, и артистам тяжело, оказался настолько удачным, что в прошлом году вошел в репертуар театра Вахтангова. И такое прочтение Андрея Платонова – с переплетенными судьбами, выглядит изящно и трогательно, а работы молодых артистов крепкими. Особенно хорошо передать мироощущение писателя получается у Алексея Петрова (роль мужчины с патефоном) и Ирины Смирновой (Люба из «Реки Потудань»).

– Спектакль я посвятила своему педагогу по математике, которая меня спасла. Она пришла в класс и увидела на задней парте девочку, на которую уже все плюнули: я была тотальной хулиганкой. Учительница стала мне помогать, она меня поддерживала, и это дало мне импульс двигаться вперед. И я вот только сейчас поняла, что она мне подарила картину с цветком, – говорит Анна Горушкина. – У Платонова особенный язык, и мне было важно сохранить его, чтобы не ушел автор, не исчезла его вязь. Как я решилась? Я камикадзе.

– Перенос прозы в драматическую плоскость, ее переложение на язык театра – процесс сложный. Основной целью было сделать текст Андрея Платонова слышимым для зрителя, а значит, требовалось минимизировать художественные средства. Воспринимать только текст, слово, мысль очень непросто, но мы шли за Андреем Платоновым, хотели сочинить единое полотно, посвященное такому сильному автору, – поясняет актриса Евгения Ивашова, исполнительница роли Марии Нарышкиной из рассказа «Песчаная учительница».

В постановке был использован этюдный принцип, роли артистов по отдельности напоминают актерские зарисовки, но вместе эти «штрихи к портрету» создают цельное представление о времени, в котором жил и творил писатель и драматург Андрей Платонов. И ведь и главный герой постановки, говорит режиссер, вне сомнений Платонов.

Фото Андрея Парфенова

Лента
Вся Лента
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ