2024-03-02

Серию давних работ, посвященных таланту артистов Камерного, выставили к юбилею воронежского театра

Серию давних работ, посвященных таланту артистов Камерного, выставили к юбилею воронежского театра
В арт-галерее Камерного театра Воронежа открылась персональная выставка Нины Прошуниной (творческий псевдоним – Наника), художницы, которая осмысляет психологическую природу актера – личности, постоянно примеряющей чужие лица и находящейся в разных ипостасях.

В экспозицию вошли 16 работ из серии живописных интроекций (означает, что поступки и поведение других людей принимаем на себя и их отражаем, чем артисты обычно и занимаются – прим. авт.) актеров Камерного театра, которые были выполнены еще в 2000–2001 гг. Техника, выбранная художником, получила название «портрет в портрете». Выставку приурочили к 30-летнему юбилею Камерного театра.

– Серия «Портрет в портрете» уже выставлялась ранее, во время десятого театрального сезона. Весьма символично, что спустя двадцать лет мы можем увидеть ее снова. Я очень рад, что мы смогли ее повторить, она – часть нашей легендарной тридцатилетней истории, – сказал на открытии выставки народный артист России Камиль Тукаев.

Как рассказала Нина Прошунина, в начале карьеры она занималась интерьером, но в какой-то момент почувствовала, что хочет дать выход своей художественной свободе, заняться индивидуальным творчеством. И в начале 2000-х гг. Наника открывает свою первую персональную выставку «Игра со временем», которая включала четыре серии работ, а серия с портретами актеров Камерного театра была в ней центральной.

– Эта серия работ была главной интригой, потому что это был экспериментальный проект, в котором хотелось отра­зить суть актерской профессии. Вышла игровая история, когда при взгляде на портреты вековой давности рождались неожиданные ассоциации с артистами. Я размышляла о трансформации человека на сцене, о том, как он меняется во времени. Это был не просто экспериментальный проект, а некая загадка, ведь актеры и Михаил Бычков (основатель Камерного театра – прим. авт.), которые мне позировали, не знали, какой портрет для них я нашла, с чем их ассоциировала. Они мне оказали огромное доверие, за что я им очень благодарна, – рассказала художница Нина Прошунина.

К примеру, Михаила Бычкова Наника увидела в образе философа Соловьева внутри картины Ивана Крамского. Сидя в кресле, режиссер словно погружен в думу о судьбе российского театра. А вот актриса Наталья Шевченко представлена в «Женском портрете» Лукаса Кранаха Старшего, Андрей Мирошников – в «Портрете А. Бенуа» художника Бакста, народный артист Камиль Тукаев – в портрете Кайзера Максимилиана I (художник Бернхард Штригель). По соседству с портретами тех, кто и сейчас, спустя двадцать лет, трудится в Камерном театре – образы тех, кто по разным причинам уже не играет на сцене театра. Тут есть портрет актера теперь уже драматического театра им. Кольцова Дениса Кулиничева, актера кино Андрея Аверьянова, а еще – Алексея Иванникова, который покинул сцену и стал священником.

– Как я уже сказала, для многих актеров было сюрпризом то, какими я их увидела. И, когда случилась премьера, первое, что они испытали – это было удивление. Но они в театре привыкли быть в разных ипостасях, поэтому очень быстро включились в эту игру, охотно делились друг с другом своими трактовками увиденного, – вспоминает художница.

Живописные интроекции Нины Прошуниной «Портрет в портрете» – акт легкой интеллектуальной игры, не лишенной иронии, проникнутой любовью к театру и его людям. Выставку могут увидеть зрители, пришедшие на спектакли Камерного театра. Арт-галерея открывается за час до начала спектаклей.

В тему

23 января артисты Камерного театра посетили воронежский оздоровительный лагерь «Голубой экран», где сейчас находятся школьники из Белгорода. Анастасия и Андрей Новиковы, Татьяна Чернявская, Людмила Гуськова и Андрей Мирошников подарили детям книги, которые были приобретены на средства, полученные от продажи билетов на один из спектаклей текущего репертуара театра.

Справка

Нина Прошунина окончила Бутурлиновское художественно-графическое педагогическое училище. Принимала участие во многих фестивальных и выставочных проектах. Живет и работает в Москве. Работы Наники хранятся в собрании Лискинского краеведческого музея, а также в частных коллекциях Воронежа, Москвы, Германии, США и Израиля.

Серия работ «Портрет в портрете» с артистами Камерного театра хранится в частной коллекции мецената Владимира Бубнова, который с радостью предоставил работы художницы для организации выставки, приуроченной к юбилею Камерного театра Воронежа. 
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ