В начале сентября Сергей Петрин вступил в должность главы города Воронежа. До этого он, напомним, более шести лет работал на посту первого вице-мэра по городскому хозяйству. Так что на новой должности он не столкнулся с Terra incognita. Но тем не менее это очень разные работы – мэр и его первый заместитель. Интервью с главой города мы начали с вопроса о том, насколько он эту разницу ощутил.
ПРОБЛЕМ ДОБАВИЛОСЬ
- Сергей Андреевич, давайте вспомним первые дни работы в новом качестве. Вот вы стали мэром, пришли в новый кабинет - ваши представления о том, что надо делать в первую очередь, совпали с действительным положением дел?
- Ну, если честно, не особо сильно все изменилось с переездом из одного кабинета в другой. В принципе, все мысли, которые были до официального назначения, совпадали и с предыдущим руководителем, скажем так. Видение развития города было во многом похоже. Сразу были понятны основные задачи - экономика и инвестиции, грамотное распределение имеющихся средств, более взвешенные подходы к формированию бюджета, качественная и комфортная городская среда. В последнем случае речь идет и о благоустройстве общественных территорий, и о многострадальном общественном транспорте.
Так что в принципе, видение мое не поменялось, но проблем добавилось.
- Что касается общественных территорий - в канун вступления в должность вы с губернатором Александром Гусевым встречались, и по итогам встречи сообщалось о том, что нужно менять подходы к благоустройству общественных территорий в том числе. Могли бы вы пояснить, о чем именно речь?
- Напомню, что в первое время губернатор принимал участие в наших планерках, в ходе которых большое внимание уделялось именно содержанию территории и подходу к благоустройству. Здесь, скажем так, в разных направлениях задачи стояли. Например, говорилось о восстановлении газонов: рассмотреть варианты, где требуются газоны, где их нужно заменить на другие какие-то поверхности. Говорилось и об устройстве технических тротуаров в прилотковой зоне, чтобы при зимнем содержании не засыпать газоны пескосоляной смесью. Много было задач и много поручений. По итогам этих обсуждений управы района совместно с управлением экологии подготовили предложения, и на этой неделе я иду к губернатору с инициативой по изменению подходов по озеленению.
- А что за предложения?
- К примеру, по изменению въездных групп в город. Возьмем въезд со стороны Москвы по Московскому проспекту, где широкая разделительная полоса, при этом не очень, скажем так, благоустроенная, не очень ухоженная. Надо заниматься ее озеленением, но есть проблемы технического плана: как туда добираться, как поливать, как ухаживать, как сооружения там монтировать, поскольку здесь много разных сетей. Поэтому мы искали компромиссы, предлагая установить конструкции, на которых можно там, например, кашпо подвесить с цветами.
Есть и другие предложения архитекторов и экологов в части изменения внешнего вида въездных групп. Надеемся все-таки на поддержку губернатора и какой-то объем финансирования через программу «Охрана окружающей среды», чтобы эти работы в следующем году реализовать.
Или взять вопрос содержания газонов. Для них требуется устройство автополива. Но при этом есть участки, допустим, небольшие узкие газоны, где автополив экономически невыгоден, там проще использовать поливомоечные машины.
Поэтому в своей презентации мы выделили пока только Центральный и Ленинский районы, просчитывая, где здесь эффективнее устроить автополив. Взять, например, улицу Степана Разина, где в основном склоны, там особо не набегаешься, поэтому проще оборудовать автополив. Какие-то территории, где есть удобный подъезд для техники, предлагаем поливать силами комбинатов благоустройства. И из новой коммунальной техники сформируем отдельные звенья, которые будут заниматься только содержанием зеленых насаждений в части полива, и не привлекать эти единицы для уборки и помывки улично-дорожной сети в летний период.
Эти предложения мы передали губернатору. И параллельно ведем переговоры по поводу реформирования самих комбинатов благоустройства. В частности, есть идея создать объединенный комбинат. В ближайшее время это все будет обсуждаться. Я думаю, в этом году примем окончательное решение, каким образом будем жить в 2025-м.
- Вы говорили об озелененных территориях. Часто можно услышать, что раньше город был зеленый, а сейчас в общем-то не такой, как хотелось бы. В администрации нет планов по созданию программы масштабного озеленения областного центра, восстановления парков, скверов?
- В рамках обсуждений, на которые мы месяц, наверное, потратили, когда все замы, все руководители управлений защищали свои программы, нам удалось, пусть не кардинально, но, тем не менее, увеличить объем средств по программе охраны окружающей среды. Но сказать, что сейчас это есть какая-то масштабная программа, конечно же, невозможно. Все упирается в средства, поэтому пока, к сожалению, мы в состоянии осуществлять только какое-то точечное решение проблем. Как пример - компенсационные высадки при строительстве дублера Московского проспекта: подобрали территории по городу, и там будет произведена высадка новых деревьев. Опять же изменили подход к муниципальным контрактам на строительство и на работы по улично-дорожной сети: со следующего года в них будут прописаны уходные работы за зелеными насаждениями. Напомню, что Контрольно-счетная палата в своих проверках неоднократно указывала на то, что приживаемость деревьев, высаженных по контрактам именно дорожников, самая низкая, много саженцев гибнет. Естественно, по гарантии мы заставляем подрядчиков пересаживать, ну получается двойная работа. А если прописать в контракты уходные работы за саженцами, приживаемость будет в разы выше.
ПЛАТА ЗА ПРОЕЗД
- Сергей Андреевич, вопрос общего порядка: могли бы вы выделить три наиболее важных на данный момент направления в развитии города?
- Много таких направлений, но если брать укрупненно, блоками, то, повторю: это экономика и инвестиции, грамотное распределение бюджета и качественная и комфортная городская среда, куда можно отнести все проблемы - начиная от общественного транспорта и заканчивая благоустройством общественных пространств.
- Касательно транспорта: чаще всего горожане жалуются на невозможность уехать утром и вечером. Что в этом вопросе администрация может изменить?
- Мы анализируем все обращения горожан, видим, естественно, что есть очень много вопросов и проблем, связанных с общественным транспортом. Проблема, к сожалению, давнишняя, и проблема довольно-таки приличного количества городов, в том числе городов-миллионников. Но вот в тех условиях экономических, которые сейчас есть, к сожалению, варианты с оплатой транспортной работы в каком бы это ни было виде не получается у нас реализовать. А без этого кардинально изменить подход не получится.
На чем мы свои силы, скажем так, сфокусировали? Проработали с перевозчиками по поводу приобретения подвижного состава в лизинг. К счастью, до повышения ключевой ставки некоторые все-таки компании успели и договоры заключить, и технику получить. Но не все. По некоторым компаниям процесс приостановился в связи с увеличением ключевой ставки.
Мы понимаем, что условия изменились очень сильно. Поэтому сейчас готовим предложение в адрес губернатора по приобретению подвижного состава для муниципального «Воронежпассажиртранса» за счет бюджета.
Плюс - пытаемся все-таки найти источники финансирования для проекта, который совместно с компанией «Синара» в рамках соглашения по обновлению электротранспорта готовили. Понимаем, что суммы очень серьезные. Напомним, мы рассматривали вариант с четырьмя троллейбусными маршрутами и максимальным подвижным составом 99 единиц. Но стоимость всех работ и стоимость подвижного состава меняются. Поэтому сейчас есть предложение от белорусов и от «Синары» в тестовом режиме запустить по одной-две единицы электробусов либо троллейбусов с автономным ходом. Тоже планируем с губернатором обсудить и хотя бы в тестовом режиме опробовать машины.
Поясню, для чего это нужно. У нас опыт эксплуатации троллейбусного хозяйства, конечно, есть, но самые свежие наши троллейбусы - те, что в Белгороде приобрели несколько лет назад, им уже больше 10 лет. Остальные - еще старше. Поэтому нужен опыт эксплуатации новых транспортных средств. Скорее всего, потребуется переобучение персонала в части содержания и, может быть, даже в части вождения. И, конечно, нужна проверка в реальных условиях возможности того же автономного хода в зимний период, надо понять, сколько эта батарея способна эксплуатироваться. Вот есть у нас продленные маршруты, где отсутствует контактная сеть, допустим, по Ломоносова до яблоневых садов. И надо понять, способен ли троллейбус преодолевать такие расстояния на автономном ходу.
Но в целом транспортная проблема – глобальная, и без поддержки, без федеральных средств мы не видим путей ее решения.
Но сложа руки мы не сидим. В этом году рассчитываем получить 14 дополнительных автобусов, которые поступят в «Воронежпассажиртранс» от области. Естественно, в первую очередь, пустим их на те маршруты, по которым сейчас больше всего нареканий у воронежцев.
Плюс – ведем переговоры с областным министерством по тарифам: есть предложение установить ночной – повышенный – тариф. Надеемся, что это мотивирует перевозчиков на совершение поздних рейсов. Но здесь пока хватает юридических проблем, ведь требуется экономическое обоснование. Тем не менее пытаемся в этом направлении отработать. Понятно, это не самое идеальное решение, но, если у граждан будет стабильная возможность уехать куда надо в позднее вечернее время, пусть и по чуть более высокой цене, я думаю, это можно рассматривать как временный выход из данной ситуации.
ПОИСК БАЛАНСА
- Сергей Андреевич, насколько вы удовлетворены тем, как воронежские застройщики участвуют в программе комплексного развития территории (КРТ)?
- У нас сейчас в работе 14 таких территорий, и по 10 из них уже есть конкретные предложения конкретных застройщиков. На трех территориях даже по несколько предложений, поэтому, я думаю, вполне реально решить эту задачу. Мы прорабатываем каждую территорию досконально. Очень важно правильно прописать условия вхождения строительной компании в этот проект. Не секрет, что каждый застройщик считает экономику. Поэтому для нас важно соблюсти баланс, скажем так, интересов города и интересов застройщика. Пока, я считаю, это получается. До конца года я точно думаю, что расторгуем «улицу мойщиков» - там есть несколько заинтересантов. Хотя территория сложная и проблем там много.
Поэтому, я думаю, если будет сбалансированное решение по каждой территории, то программа КРТ – вполне реально работающий механизм. И говоря образно, она позволяет не нам бежать за строителями, а все-таки строителей заставлять бежать за нами - то есть заходить на ту территорию, которая требует приоритетного развития и интересна для города. И не будет, как раньше, когда застройщики возводят ЖК на окраине города, а потом возникают проблемы с социалкой, с транспортной и дорожной инфраструктурой.
- На окраинах и места для строительства все меньше.
- Ну и места меньше, да, а та же «улица мойщиков» - это центральная часть города.
- Насчет места: на последней планерке в мэрии было сказано, что удалось найти 52 га для расширения кладбищ. За счет чего?
- Мы пытались найти новую землю, нашли участок в Семилукских выселках, но, как все помнят, столкнулись с массой проблем, начиная от недовольства жителей близлежащих территорий, заканчивая высоким уровнем грунтовых вод.
Начали приводить в соответствие уже существующие захоронения к земельным участкам, которые официально нам переданы и оформлены как кладбище. И увидели, что есть возможность дорезать земельные участки к этим кладбищам. Где-то это было очень быстро, когда вид разрешенного использования земельных участков соответствовал, где-то чуть дольше. Но так или иначе после всех согласований, в том числе с Рослесхозом, после перевода земельных участков из одной категории в другую, у города появится возможность решить проблему на ближайшие лет 10 как минимум.
– Сергей Андреевич, периодически в городе возникают дискуссии по поводу проблемы бездомных собак. Насколько, по-вашему, муниципальный приют в состоянии решить эту проблему?
- Приют, надеюсь, упорядочит работу с бездомными животными. Все процедуры по отлову, стерилизации и так далее можно будет проводить своими силами, без привлечения подрядчиков. Понятно, что радикально приют проблему не закроет, он рассчитан на 250 голов, а собак в городе тысячи. Мы рассматриваем приют как временное пристанище для животных, которым будем стараться находить хозяев. Понятно, что задача сложная, но тем не менее будем развиваться в этом направлении. Также и с частными приютами будем взаимодействовать, помогать решать их проблемы, а они, может быть, будут решать проблемы наши.
НЕПРОФИЛЬНЫЕ АКТИВЫ
- После недавнего пожара в ДК имени Кирова не обойтись без вопроса о его судьбе. Понятно, что он находится в частной собственности, но есть ли у администрации рычаги воздействия на собственника?
- Сложно об этом говорить, если честно. Мы эту тему обсуждали. Допустим, город каким-то образом получит ДК себе. Но на одно только его восстановление потребуется не менее 800 млн рублей. Это колоссальные средства, на них можно новый объект построить.
Но и собственников вынуждать тоже сложно, будем искать какие-то варианты взаимодействия с ними. Но все же понимают, что ДК Кирова или ДК «Электроника» в свое время приобретались явно не для того, чтобы сохранять их как Дворцы культуры: кто-то жилье намеревался строить, кто-то - торговый центр. Да, можно рассуждать о том, что в 90-х - начале 2000-х, когда предприятия избавлялись от таких объектов, как от непрофильного имущества, решения принимались неверные. Но что теперь об этом говорить. Муниципалитет в этом никакого участия не принимал, да и не имел права. Вот и получили такую ситуацию. У нас ведь не только ДК, многие детские лагеря были признаны непрофильными активами. И с ними сейчас те же проблемы.
И в ЖКХ такая же ситуация: только в следующем году закончится наконец-то у нас эпопея с переключением от котельной ВАСО жилых домов. Котельная для завода - непрофильный актив. У предприятия нет желания отапливать жилую зону. И по закону они нас об этом уведомили. И нам пришлось выполнять громоздкое мероприятие по переключению бывших домов ВАСО на муниципальную котельную на улице Туполева. Это просто еще один пример последствий того, когда какой-то объект признается непрофильным активом и от него избавляются.
- Расскажите, планируется ли в городе расширять меры поддержки семей участников СВО? Или существующие меры достаточны?
- Буквально в октябре вносили изменения в нашу нормативку по этому вопросу. Я считаю, у нас довольно-таки обширный перечень мер поддержки, но, если появится какая-то новая потребность, естественно, мы готовы в этом направлении работать дальше. У нас практически каждую неделю приходят обращения о помощи в приобретении одежды, питания и техники. На постоянной основе с этим работаем - и сотрудники администрации, и компании, с которыми мы сотрудничаем. Да и в Курскую область практически каждую неделю на базе управы Советского района автомобили отправляем с разным гуманитарным грузом, исходя из потребностей, с которыми к нам обращаются. И сами, бывает, сбрасываемся с зарплаты, либо еще кого-то просим помочь с финансированием. Это одно из самых важных направлений, все наши усилия на эту цель заточены.
- Представьте: прошел год после вашего утверждения в должности мэра Воронежа. Есть какое-то дело, которое вы хотели бы за этот год сделать и сказать самому себе: вот, я с этим справился?
- Хотелось бы все-таки транспортную проблему победить, если честно. Это, наверное, самая масштабная наша проблема. Все остальные наши проекты тоже, конечно, серьезные, просто они планово движутся, каких-то опасений и рисков срыва не видим.
Впрочем, напрягает и ситуация со строительством объектов, которые мы расторговали по условиям 44-го федерального закона. Он позволяет формировать начальную максимальную цену контракта еще до появления проектно-сметной документации, а затем на 30% увеличивать стоимость контракта. Но теперь, после повышения ключевой ставки, ситуация такая, что стоимость объекта увеличивается на 200 и более процентов. И объект, который мы были готовы построить за 200 млн рублей, уже стоит 500 млн. Вот эта проблема может привести к тому, что мы будем вынуждены отказываться от строительства каких-то объектов.
ВРЕМЕНИ СТАЛО МЕНЬШЕ
- Пара личных вопросов. Насколько сильно ваша жизнь изменилась после вступления в должность? Много ли появилось новых друзей, людей, которые ищут вашего расположения?
- Не то чтобы друзей: появились люди, которых я давно не слышал. В первые недели в новой должности была очень бурная активность. Сейчас такое общение вошло в рамки разумного и не доставляет какого-то неудобства.
А в остальном моя жизнь, не скажу, чтобы сильно изменилась. Времени, к сожалению, стало еще меньше. Надеюсь, что кадровые решения по назначению первых заместителей позволят немножко перераспределить нагрузку. И с января, как я думаю, нам удастся войти в более-менее плановый ритм работы.
- И еще: немного о себе, своем детстве можете рассказать? В какой семье росли, как учились, чем увлекались?
- Родился я в Белгородской области, в Новооскольском районе. Обычная семья. Восемь классов закончил я без четверок, но в последние два года школы немножко расслабился, в итоге три четверки в аттестате появились. Учеба давалась легко, никаких проблем не было. А интересы, скажем так, немножко плясали: увлекался физикой-математикой, были мысли посвятить себя науке. Но в старших классах взгляды изменились. Больше стал заниматься спортом, пытался поступить в пединститут в Белгороде, но посреди экзаменов передумал, забрал документы и попал в стройку. Отучился год в белгородском техникуме, а потом поехал в Воронеж и поступил в строительный вуз.
Так попал в Воронеж. И как-то сразу город стал родным, решил, что останусь здесь. Годы, к сожалению, были тяжелые, вуз закончил в 1998-м, когда случился дефолт, были массовые невыплаты зарплаты. Но удалось устроиться мастером в МУРЭП: там гипотетически была возможность получить служебное жилье. Ну а дальше – дальше уже началась жизнь, о которой любой может прочитать в официальной биографии.