По словам парламентария, центральным событием мероприятия стало назначение на должность председателя Верховного суда Ирины Подносовой, чья кандидатура была представлена Президентом России.
Сергей Лукин акцентировал внимание на том, что Совет Федерации впервые в рамках новых конституционных полномочий провел процедуру назначения главы высшего судебного органа России.
«Согласно 102-й статье Конституции, назначение председателя Верховного суда РФ относится к ведению Совета Федерации – это означает, что именно решение сенаторов в случае одобрения кандидата является окончательным звеном в процедуре утверждения на данную должность», – пояснил Сергей Лукин.
Ирина Подносова работает судьей с 1990 года, имеет высший квалификационный класс, в 2020 году была назначена заместителем председателя ВС РФ и возглавила Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда.
Согласно заключению профильного комитета СФ, ее кандидатура отвечает требованиям, которые предъявляются Конституцией и Законом о статусе судей к председателю Верховного суда РФ. Напомним, эта должность стала вакантной после ухода из жизни Вячеслава Лебедева, возглавлявшего высшую судебную инстанцию в течение 35 лет.
«Безусловно, назначение на должность председателя Верховного суда России является важным событием, к которому мы в Совете Федерации относимся с особым вниманием», – отметил Сергей Лукин.
Также в ходе заседания верхняя палата парламента рассмотрела ряд социально значимых законопроектов. В том числе сенаторы одобрили поправки в Жилищный кодекс.
Сергей Лукин сообщил, что принятые изменения направлены на усиление защиты прав нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, а также жилищного фонда социального использования от действий, связанных с взиманием просроченной задолженности по жилищно-коммунальным платежам.
Документом запрещается переуступка прав требования долгов за ЖКХ граждан третьим лицам. В частности, речь идет об организациях, которые занимаются сбором задолженностей. Иными словами – коллекторах.
Закон определяет, что в случае смены наймодателя допускается передача такого права только новому наймодателю жилого помещения. В этом случае наниматель должен быть уведомлен в письменной форме.
Сенатор добавил, что этот законопроект является продолжением введенных в 2019 году новаций, которыми были установлены запреты для управляющих и ресурсоснабжающих организаций на уступку прав требований по возврату просроченной задолженности собственниками жилых помещений по оплате жилищно-коммунальных услуг третьим лицам, в том числе кредитным и коллекторским организациям.
Однако ранее закон не распространял свои нормы на нанимателей, которые заключили договоры социального найма с муниципалитетами. Нынешний законопроект исправляет эту ситуацию и уравнивает в правах всех жильцов, независимо от того, являются ли они собственниками или нет, отметил парламентарий.
«Правовыми последствиями принятия федерального закона станут снижение злоупотреблений и дополнительная защита прав граждан от нарушений при возврате долгов по ЖКХ», – заявил Сергей Лукин.
Совет Федерации также поддержал законопроект, распространяющий на государственные и муниципальные, казенные предприятия конкурентных принципов при передаче прав на объекты ЖКХ. Эта инициатива была предложена Федеральной антимонопольной службой еще в 2022 году.
Соответствующие изменения внесены в законы «О конкуренции», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Как уточнил Сергей Лукин, документ устанавливает процедуры заключения договоров в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, а также отдельных объектов этих систем.
Теперь при передаче прав владения и пользования в отношении таких объектов ЖКХ хозяйственные общества с государственным или муниципальным участием, превышающим 50%, обязаны использовать установленные федеральным законодательством конкурентные процедуры – конкурсы и аукционы. Причем торги будут открытыми по составу участников, и предложения о цене имущества также должны заявляться открыто. Информацию о торгах планируется размещать на специальном сайте.
Парламентарий подчеркнул, что цель нововведений – пресечь случаи обхода закона о приватизации путем закрепления объектов ЖКХ за унитарными предприятиями и дальнейшего их отчуждения по схемам, далеким от интересов общества и государства.
Разъясняя положения законопроекта, Сергей Лукин указал на то, что непременным требованием совершения таких сделок является обременение имущества эксплуатационными и инвестиционными обязательствами на весь период владения новым собственником и их сохранение при последующей смене собственника.
Это требует от собственника имущества обеспечить надлежащую эксплуатацию социально значимых объектов, своевременно проводить ремонтные работы и модернизацию, что является весьма актуальным в связи с участившимися авариями на таких объектах.
По оценке сенатора, принятые изменения позволят обеспечить публичность и прозрачность проведения процедур передачи прав на объекты ЖКХ, а также сохранить обязательства по их эксплуатации и модернизации.
Кроме того, в рамках пленарного заседания парламентарии одобрили законопроекты, регулирующие различные значимые сферы деятельности. В частности, Федеральное казначейство получит доступ к Единой информационной системе, содержащей сведения о расчетах по государственному оборонному заказу – это сделано в целях усиления контроля. Упрощается процедура подтверждения права на применение нулевой ставки НДС на услуги по международным перевозкам товаров. Для поддержки при трудоустройстве законодательно закрепляется понятие «молодой работник». А при оплате сверхурочной работы будут учитываться компенсационные и стимулирующие выплаты.
«Таким образом, благодаря принятым Советом Федерации решениям, сделаны новые шаги по защите прав граждан и интересов государства», – подытожил Сергей Лукин.