Мы обратились с просьбой прокомментировать состоявшиеся назначения к сенатору РФ от Воронежской области, заслуженному строителю России Сергею Лукину.
- Сергей Николаевич, как вы оцениваете тот факт, что за развитие строительной отрасли будут отвечать те же руководители?
- Думаю, что все профессиональное строительное сообщество будет единодушно в своем мнении: переназначение Марата Хуснуллина и Ирека Файзуллина дает основание быть уверенным в стабильной работе отрасли, ее системном развитии, совершенствовании и выполнении запланированных амбициозных планов.
- На чем основана ваша уверенность?
- Прежде всего, на тех результатах, которые уже достигнуты под их руководством нашим строительным комплексом. Выполняя задачу по масштабному обновлению жилищного фонда страны, в 2023 году российские строители ввели в эксплуатацию рекордные 110,4 млн кв. м жилья. При этом в 2019 году, предшествовавшем назначению Марата Хуснуллина на пост вице-премьера, объем ввода жилья составил 82 млн кв. м. Как видите, за последнее время удалось значительно нарастить темпы, и это – в условиях высокой турбулентности экономики: ограничения во время пандемии, сильнейшее санкционное давление.
- Какова заслуга в этом Минстроя и персонально вице-премьера?
- Работая как единая команда, руководство строительного блока Правительства России выстроило систему стратегических приоритетов развития отрасли и планомерно работало в этом направлении.
Марат Хуснуллин уделил самое пристальное внимание формированию законодательной базы, отвечающей требованиям времени, и способствующей динамическому развитию. Под его руководством была произведена настоящая «законодательная революция» в строительстве. С 2020 по 2023 год было принято 110 федеральных законов, направленных на решение этой задачи, 39 из них – в прошлом году. За этот же период внесено 520 значимых поправок в федеральное законодательство, из которых 150 – в 2023 году. Это была системная и напряженная работа, в ходе которой плотно взаимодействовали Правительство и обе палаты российского Парламента: верхняя – Совет Федерации, и нижняя – Государственная Дума.
Был взят уверенный курс на значительное сокращение инвестиционно-строительного цикла, приоритетное развитие инфраструктуры, снятие административных барьеров.
- Насколько значительно удалось продвинуться по каждому из этих направлений?
- В России почти вдвое сократились сроки реализации строительных проектов. Благодаря оптимизации обязательных требований были устранены множественные противоречия, дублирования, избыточные и устаревшие нормы, а также законодательно обеспечен механизм оперативной актуализации нормативной базы.
Если в 2021 году общее количество документов, сведений, материалов и согласований в строительстве составляло 989 позиций, сегодня этот перечень снижен до 607, что сократило сроки реализации строительных проектов с 2181 до 1300 дней и положительно повлияло на возведение жилья, транспортных, инфраструктурных, промышленных и социальных объектов.
Основной этап реформы системы ценообразования, начатый в 2019 году, завершился переходом 85 регионов Российской Федерации на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства. Главное его преимущество заключается в использовании для расчетов государственных элементных сметных норм, а не расценок.
Министерством строительства и ЖКХ ведется реализация новых мер развития инфраструктуры, так называемое «Инфраструктурное меню». За счет всех мер поддержки, включая инфраструктурные бюджетные кредиты, специальные казначейские кредиты, инфраструктурные облигации, средства Фонда национального благосостояния, планируется реализовать более 2,5 тысяч объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры.
Большое внимание уделяется мерам по увеличению градостроительного потенциала, в том числе посредством комплексного развития территорий. В 2023 году Минстроем России с регионами были заключены меморандумы о мерах по увеличению градостроительного потенциала с перспективой до 2030 года. На данный момент с большинством регионов уже подписаны дополнительные соглашения, где определены целевые показатели на этот год.
Внедренное по инициативе Марата Хуснуллина взаимодействие с регионами в режиме штабной работы позволяет строительному блоку кабмина не только постоянно держать руку на пульсе событий, но и принимать оперативные решения по всем значимым вопросам.
- Можете привести примеры ситуаций, когда оперативно принятые российским Правительством решения позволили сохранить стабильность работы строительной отрасли?
- Так сложилось, что прошедший период характеризовался динамичным изменением макроэкономической ситуации, и далеко не всегда – в благоприятном направлении. Следствием стала необходимость очень точных, продуманных и эффективных действий. Перечислю только несколько проблем, которые пришлось оперативно нивелировать: взрывной рост стоимости строительных материалов, в первую очередь металлопроката, уход с российского рынка ряда производителей оборудования и разрушение традиционно сложившихся логистических цепочек. Благодаря своевременно принятым мерам удалось избежать негативного влияния этих факторов на реализацию масштабных проектов в сфере строительства и возведение социальных объектов.
При этом решительная поддержка Правительством РФ льготных ипотечных программ для различных категорий граждан помогла не только сохранить, но и нарастить темпы жилищного строительства.
- Марат Хуснуллин уже сделал ряд заявлений, касающихся вектора развития строительной отрасли на предстоящие годы. Что в высказанной им позиции вы считаете принципиально важным?
- Необходимо отметить, что заместителем председателя правительства, курирующим работу строительного блока, обозначена преемственность проводившегося курса с учетом полученных практических результатов и актуальных условий работы отрасли.
Так, заявлена необходимость дальнейшего сокращения сроков реализации проектов в российской строительной отрасли – до 1 тысячи дней. В ближайшие три года, по словам Марата Хуснуллина, предстоит добиться того, чтобы от идеи до регистрации права собственности проходило не более трех лет – кроме особо сложных и уникальных объектов.
В связи с этим считаю принципиально важным обозначение вице-премьером в качестве одной из важных целей комплексное развитие населенных пунктов за счет жилищной, коммунальной, транспортной и другой инфраструктуры нового качества.
Особо следует остановиться на понимании важности продления государственного субсидирования программы семейной ипотеки, направленной на улучшение демографической ситуации. Как сообщил Марат Хуснуллин, в настоящее время обсуждается возможность введения дополнительных мер поддержки в рамках семейной ипотечной программы, привязанных к числу детей в семье.
Наряду с этим, заместитель председателя правительства проинформировал, что подготовлен законопроект о ссудосберегательных кассах. Предполагается, что этот механизм, который даст людям возможность копить деньги на специальных вкладах для дальнейшего приобретения с их помощью жилья, может стать альтернативой ипотеке для развития жилищного строительства и повышения доступности жилья.
В целом, хочу отметить, что решение вопроса улучшения жилищных условий граждан может выходить за рамки приобретения жилья. Дальнейшего развития ожидает тема создания современного арендного жилья – в том числе в целях привлечения кадров на предприятия приоритетных отраслей экономики. Надеюсь, что этот вопрос также найдет свое результативное решение.
И, наконец, отмечу предложение Марата Хуснуллина изменить структуру управления градостроительным комплексом в России с учетом применения положительного опыта работы существовавшего ранее института технического заказчика. По мнению вице-премьера, компетентно сформированное техническое задание позволит экономить средства на реализацию проекта.
Таким образом, будет продолжена напряженная работа строительного блока правительства, цель которой – сделать жизнь наших граждан лучше и комфортнее. Уверен, что опыт команды кабмина позволит решить все поставленные задачи.