2024-11-23

Сенатор Сергей Лукин: «Проблемы капитального ремонта требуют законодательного решения»

4 марта в Совете Федерации обсудили вопросы совершенствования законодательства в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. В заседании профильной рабочей группы принял участие сенатор от Воронежской области Сергей Лукин.

4 марта в Совете Федерации обсудили вопросы совершенствования законодательства в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. В заседании профильной рабочей группы принял участие сенатор от Воронежской области Сергей Лукин.

Напомним, новая система капремонта была запущена в России в 2014 году. Основным источником ее финансирования стали взносы собственников жилья. Это один из самых масштабных проектов модернизации жилищного фонда, который когда-либо проводился в нашей стране. В региональные программы капремонта сейчас включено 724 200 многоквартирных домов.

 В настоящее время мы сталкиваемся с целым комплексом серьезных проблем как системного, так и точечного характера, возникающих при организации и проведении капитального ремонта. Многие из них требуют законодательных решений, разработкой которых и занимается рабочая группа, созданная при Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Ее деятельность осуществляется в активном взаимодействии с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также Фондом содействия реформированию ЖКХ,  отметил Сергей Лукин.

В ходе заседания члены рабочей группы рассмотрели актуальные вопросы, требующие незамедлительного принятия мер, и предложения по механизмам их решения, а также обсудили тенденции, сформировавшиеся в 2020 году при реализации региональных программ капремонта.

В своем выступлении сенатор Сергей Лукин обозначил несколько острых проблем, которые характерны как для Воронежской области, так и для большинства субъектов РФ. Предварительно парламентарием были проведены консультации с руководством Фонда капитального ремонта, а также Государственной жилищной инспекции региона.

По мнению сенатора, важным вопросом, требующим законодательного регулирования, является необходимость изменения способа формирования фонда капитального ремонта.

 Жилищное законодательство предусматривает два возможных варианта. Первый – перечисление собственниками помещений взносов на капитальный ремонт на счёт регионального оператора капитального ремонта. В этом случае речь идет о централизованной системе капитального ремонта, так называемом «общем котле». Второй – накопление взносов на капитальный ремонт на специальном счёте одного многоквартирного дома, – пояснил Сергей Лукин. – Владельцы квартир могут выбрать любой из них. Но, как показывает практика, при реализации этого права в силу недостаточной отрегулированности вопросов организации и проведения капитального ремонта с использованием спецсчетов возникает ряд проблем.

В частности, пробелы в действующем законодательстве приводят к тому, что владельцы специальных счетов, нарушившие предусмотренную законом процедуру уведомления органов государственного жилищного надзора, выставляют вторые квитанции собственникам на уплату взносов на капитальный ремонт. Это ведет к образованию задолженности у собственников перед региональным оператором, создает дополнительные трудности малообеспеченным гражданам в получении субсидий и социальную напряженность. Такая ситуация нередко возникает при прекращении формирования фонда капремонта на счете регионального оператора и переходе собственниками помещений к использованию спецсчета.

Сергей Лукин внес предложения по корректировке соответствующих статей Жилищного кодекса, которые позволят устранить указанное противоречие.

Также сенатор представил на рассмотрение рабочей группы распространенную проблему, связанную с ситуацией, когда при отсутствии денежных средств на специальном счете собственники принимают решение о переходе на счет регионального оператора и претендуют на своевременное проведение капремонта.

 Истратив деньги из средств спецсчета на текущие нужды, не относящиеся к капитальному ремонту, зачастую в преддверии необходимых дорогостоящих работ, например, замены лифтов или конструктивных элементов, они переходят к региональному оператору – фактически на займовый способ финансирования,  уточнил сенатор.

Дело в том, что в рамках действующих норм Жилищного кодекса у регионального оператора и органов государственного жилищного надзора отсутствует возможность контроля за финансовой и технической составляющей капитального ремонта в многоквартирных домах, собственники которых формируют фонд капремонта на спецсчете. Также не разграничены должным образом понятия капитального и текущего ремонта.

 В этой ситуации мы должны разработать такие положения закона, которые позволят установить баланс интересов новых участников «котловой» системы и тех собственников, которые терпеливо формируют фонд капитального ремонта и дожидаются сроков его проведения в соответствии с программой,  заявил Сергей Лукин.

Наиболее болезненной проблемой реализации программ капремонта в России сенатор Сергей Лукин назвал критическое состояние лифтового хозяйства.

Парламентарий проинформировал, что согласно соответствующему техническому регламенту Таможенного союза лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу данного документа и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями данного технического регламента в определенное время. То есть фактически до 15 февраля 2025 года необходимо заменить или вывести из эксплуатации все лифты, бывшие в эксплуатации на протяжении 25 лет.

 Мы сталкиваемся с чрезвычайно сложной и тревожной ситуацией. За период 2014-2020 годов в Воронежской области в рамках капремонта было установлено 516 новых лифтов. До февраля 2025 года подлежат замене еще более 3 тысяч лифтов. При средней стоимости замены лифта грузоподъемностью 400 кг на 9 остановок в 2,3 млн руб. стоимость первоочередной замены лифтов на счете регионального оператора составляет порядка 5,5 млрд руб. Такие затраты являются непосильными и для регионального оператора, и для собственников специальных счетов,  выразил обеспокоенность Сергей Лукин.

Бюджетом Воронежской области на период 2021-2023 годы на замену лифтов выделено ежегодно по 450 млн руб. Сенатор уверен: без масштабной финансовой поддержки федерального бюджета не обойтись – иначе к 2025 году ситуация может оказаться тупиковой в большинстве регионов.

Позицию Сергея Лукина поддержала заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Сердюк.

 По стране более 130 тысяч лифтов подлежит замене в эти сроки, сумма нужна космическая. В декабре 2020 года Фонду содействия реформированию ЖКХ выделено 750 млн рублей на всю Российскую Федерацию, этого хватит на замену чуть более 1 тысячи лифтов. Поддержка одного субъекта пока ограничена суммой в 75 млн руб. Необходимо говорить о продолжении и увеличении государственной поддержки, очень уместны будут обращения в правительство,  выразила мнение Ольга Сердюк, добавив, что Воронежская область проявила себя по-чемпионски, подав заявку на финансирование первой среди всех регионов.

Участниками заседания рабочей группы были рассмотрены и иные вопросы, в том числе отсутствие софинансирования капитального ремонта в домах, являющихся объектами культурного наследия, а также необходимость разработки особого механизма работы с многоквартирными домами, имеющими степень износа конструктивных элементов выше 70%.

Итоговый документ, включающий все представленные предложения, будет направлен в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

 Законодательные новации, вырабатываемые рабочей группой, должны исключать возможные риски в сфере капитального ремонта многоквартирных домов,  подчеркнул сенатор Сергей Лукин.

Ольга Вороновская