Характеризуя основные положения этого объемного документа, Сергей Лукин в своем выступлении заявил:
«В рамках проводимой государственной политики по сокращению инвестиционно-строительного цикла, законом сокращаются сроки ряда градостроительных согласований».
Парламентарий проинформировал о том, что в Градостроительный кодекс РФ вносятся поправки,в соответствии с которыми с двух месяцев до тридцати дней уменьшается время, отведенное на согласование проектов генеральных планов поселений и городских округов. А проведение общественных обсуждений и публичных слушаний по проектам генпланов, а также правил землепользования и застройки ограничивается одним месяцем вместо трех, как это было ранее.
С пятнадцати до десяти рабочих дней сокращаются сроки согласования документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов регионального или местного значения.
Кроме того, не более пятнадцати рабочих дней (а не двадцати, что предусматривали действующие нормы) должен будет занимать процесс проверки документации по планировке территории на соответствие установленным градостроительным требованиям.
Важной новацией рассматриваемого законопроекта Сергей Лукин назвал положение о введении в России единого порядка согласования облика городов – за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Напомним, в городах федерального значения этот вопрос был законодательно урегулирован ранее.
«Соответствующей статьей дополняется Градостроительный кодекс РФ. Документом вводятся единые требования к архитектурно-строительному облику объектов капитального строительства. Устанавливается обязательность согласования архитектурного облика проектируемого объекта с уполномоченным органом местного самоуправления. Таким образом, основные полномочия по согласованию архитектурного облика при осуществлении строительства или реконструкции получат муниципалитеты. А сам порядок согласования и требования к облику объекта, включающие в себя объемно-пространственные, архитектурно-стилистические и иные характеристики, будет устанавливать Правительство Российской Федерации», – уточнил сенатор.
Срок выдачи такого согласования не должен превышать десяти рабочих дней.
Основанием для отказа в согласовании, как следует из текста законопроекта, может стать несоответствие архитектурных решений, определяющих архитектурно-градостроительный облик объекта и содержащихся в проектной документации либо в задании на проектирование, требованиям, указанным в градостроительном регламенте.
Сергей Лукин добавил, что муниципалитеты смогут самостоятельно определять границы территорий, в которых требуется обязательное согласование архитектурного облика, при этом они могут не совпадать с границами территориальных зон.
Также законом определяются случаи, когда согласование архитектурного облика не предусмотрено – в частности, для объектов обороны и безопасности.
В своем докладе Сергей Лукин также обозначил новации объемного законопроекта, касающиеся других направлений градостроительной деятельности.
В том числе, полномочия по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, передаются органам местного самоуправления. В настоящее время такие разрешения пользователи недр получают от федерального агентства по недропользованию «Роснедра» и его территориальных органов.
Отдельными положениями вносятся изменения в закон об увековечении памяти погибших при защите Отечества. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт различных объектов, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, должны будут проводиться в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности. А земляные, дорожные и другие работы, сопряженные с риском повреждения воинских захоронений – только после согласования с органами местного самоуправления.
Кроме того, законопроект устанавливает, что строительство новых железнодорожных путей необщего пользования будет производиться в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкают железнодорожные пути.
Совет Федерации единогласно одобрил представленный сенатором Сергеем Лукиным законопроект.
Комментируя итоги завершившейся парламентской сессии и 2022 года в целом, сенатор от Воронежской области напомнил, что за текущий год в сфере строительства было принято 12 федеральных законов, в том числе антикризисных, которые содержат более 100 важных для отрасли поправок.
Сергей Лукин добавил: «Одобренный сегодня законопроект является одной из значимых составляющих комплекса мер, закрепленных федеральным законодательством и направленных на создание условий для наращивания объемов жилищного строительства при одновременном повышении комфортабельности возводимых домов, формирования современной городской среды».
По словам сенатора от Воронежской области, системная и целенаправленная работа верхней палаты парламента по формированию законодательной базы, регулирующей деятельность строительной отрасли, будет продолжена.
«На заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, состоявшемся несколько дней назад, президент Владимир Путин определил шесть задач развития страны на 2023 год, одна из которых – опережающее развитие инфраструктуры в регионах, что является базовым, абсолютно необходимым условием для выполнения государственных планов в жилищном строительстве. По данному направлению у профильного Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике и местному самоуправлению есть предложения и инициативы, работа над которыми нам предстоит в наступающем году», – подчеркнул Сергей Лукин.