Сценографический антураж выполнен в минималистическом ключе, позволяя через мягко-неоновый свет наблюдать за развитием давно известного сюжета. Но режиссерская инсценировка с музыкальными вставками и измененным ракурсом позволяет по-новому взглянуть на любовную линию.
«Она говорит, что любит его, но любит лишь свое чувство. Он говорит, что любит ее, но любит все человечество, а значит – никого. Есть и третий, который ничего не говорит, и просто тихо любит свою работу и свою дочь. А вокруг люди, паровозы, рельсы, уходящие вдаль», – описывают свою работу создатели.
Поставить Андрея Платонова на сцене Архангельского театра кукол пожелала актриса, исполнительница роли Фро Наталья Назаренко. Она пригласила артистов и даже подготовила с ними зарисовки на заданную тему, только художественный совет театра их не утвердил. Тогда актриса уговорила главного режиссера Мурманского театра кукол Петра Васильева и художника Алевтину Торик – обладателей театральной премии «Золотая маска» – помочь с постановкой. Режиссер представил свою инсценировку всего за месяц.
Если в большинстве постановок по рассказу «Фро» режиссеры на первый план выносят людские переживания, то Петр Васильев говорит, скорее, про человеческие поступки и тех, ради кого они совершаются. При просмотре возникает ощущение, будто режиссер через актерский и кукольный ансамбль старается прощупать каждую человеческую натуру на способность к самоотверженности. В таком контексте Фро выглядит форменной эгоисткой, которая паразитирует на собственном чувстве; ее муж Федор во многом похож на нее, разница лишь в том, что интересы человечества для него выше всего остального; и только отец Фроси Нефед Степанович предстает перед зрителем единственным человеком, которому известно искреннее чувство любви.
– Однажды Петр Васильев спросил меня: «Как ты считаешь, Фро – герой или антигерой?» Я сказала, что она просто женщина. Я понимаю, что такое сильно любить человека, в моей жизни такое случалось. Когда режиссер создавал аннотации к спектаклю, линия эгоизма отчетливо прослеживалась, наверное, в каждом герое. Мне же хотелось показать, что Фро, несмотря на все, достойна любви, – говорит Наталья Назаренко.
В спектакле много художественных деталей, но основополагающее место отводится «дальней дороге»: это железнодорожная насыпь, шпалы, перрон, станции и депо... Тематика с железной дорогой это, как будто отсылка к тому, что судьбы людей – то же что и пути поезда: могут сойтись, а могут никогда не пересечься…
Нередко рассказ «Фро» трактуется как новелла о перевоспитании индивидуалистки: на протяжении почти всего произведения Фрося хочет супруга только для себя одной, но под конец смиряется с его служением человечеству. В инсценировке Петра Васильева это тоже прослеживается, как и идея, направленная на то, чтобы каждый из людей, смотрящих спектакль, постарался взглянуть на себя со стороны – на это работает режиссерский ход, когда на условную арену кукольного театра выходят не только куклы, но и люди. Такое решение – приближение к человеку тоже, возможность заглянуть в глубину и поставить перед ним вопросы.
Спектакль «Фро» показали в рамках «Платоновской программы» Платоновского фестиваля искусств. В нее включили также постановку театра имени Чехова «Ювенильное море», о которой вы можете прочитать по ссылке.
Фото Андрея Парфенова