2024-03-29

С видом на «Окаянные дни»: в Воронеже открыли музей, посвященный творчеству Ивана Бунина

С видом на «Окаянные дни»: в Воронеже открыли музей, посвященный творчеству Ивана Бунина
Два экспозиционных зала общей площадью 52 кв.м вместили родо­словную писателя Ивана Бунина: за месяц до 150-летия со дня его рождения в Воронеже открылся интерактивный музей.

Два экспозиционных зала общей площадью 52 кв. м вместили родо­словную писателя Ивана Бунина: за месяц до 150-летия со дня его рождения в Воронеже открылся интерактивный музей.

Он расположился во флигеле отреставрированной усадьбы Германовской на пр-те Революции, 3 (бывшая Большая Дворянская), где появился на свет нобелевский лауреат, автор «Антоновских яблок», «Жизни Арсеньева», «Темных аллей».

О ЛИЧНОСТИ – ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ

Невысокие потолки, стены, обклеенные обоями, шкафы-витрины с расположившимися там экспонатами… Экспозиция музея включает две части: первая рассказывает о жизни Бунина в России, вторая – за границей, поэтому и названия музейщики им дали соответствующие – «Россия как дом» и «Россия далекая и близкая».

В зале «Россия как дом» музейными средствами воссоздана домашняя атмосфера небогатой дворянской семьи, но некоторые элементы интерьера являются отождествлением образов из бунинских произведений. Например, старинная икона и лампадка – отсылка к образу матери Людмилы Александровны, которая была набожной и кроткой, именно такой она предстает в поэзии Бунина.

На поворотных панелях шкафа представлены цитаты писателя о его дворянском происхождении, которым он всегда гордился, о членах его семьи. Также на дверцах можно рассмотреть виды Воронежа конца XIX века – старый снимок усадьбы Германовской, фотография Большой Дворянской, гостиница «Центральная», где останавливался Бунин, здание Дворянского собрания, где проходили балы, один из которых описан в рассказе «Натали».

На полках шкафа – необычные натюрморты, среди них можно видеть «круг» чтения Ивана Бунина (он любил Пушкина, Лермонтова, Жуковского). Фигурки рыцарей – как отсылка к рассказу «Жизнь Арсеньева». Можно познакомиться со «сладкой коллекцией» – со старыми коробками для чая и конфет, щелкунчиком для орехов, муляжами сладостей. Но особую ценность представляет раздел, посвященный теме охоты: в витринах шкафа находится сумка, которую Бунин увез с собой в эмиграцию. Уникальный экспонат в музей передала падчерица Константина Паустовского Галина Арбузова.

В зале также представлены ценные прижизненные издания Бунина: первый сборник рассказов писателя «На край света», вышедший в январе 1897 года в Петербурге. Его Бунин подарил другому писателю из Воронежской губернии Александру Эртелю. К книге прилагается письмо Бунина к Эртелю. Не меньшей ценностью обладает литературный альманах «Друкарь», в котором опубликованы сочинения Бунина, Нилуса, Шаляпина, Серафимовича, Льва Толстого с их фотографиями и автографами.

– Особенностью нашего музея является проникновение в мир бунинских текстов, отражение образов из произведений писателя, а также акцент на этапах его непростой творческой судьбы, – рассказывает старший научный сотрудник Воронежского областного литературного музея Никитина, в структуру которого вошел теперь и Бунинский, Вероника Щукина.

«Секретом» этого зала является скрытый за дверкой шкафа экран, через который транслируется небольшой документальный фильм о писателе. В нем звучат выдержки из лирико-автобиографического романа «Жизнь Арсеньева», за который Иван Бунин получил Нобелевскую премию.

Зал «Россия далекая и близкая» посвящен последним годам жизни Ивана Бунина на родине и периоду эмиграции. Эту комнату иногда называют «иностранной стороной». Отдельный уголок экспозиции посвящен путешествиям Бунина по миру – узнать о них можно через интерактивную карту-макет, одним кликом по которой можно «оживить» стену за ней, где появятся образы разных местностей, а голос в наушниках прочтет стихотворения Бунина.

Большой письменный стол в этом зале также оснащен современными средствами – внутри него подлинные письма Бунина, написанные им друзьям по эмиграции. А напротив – окно с «Окаянными днями», которое оживает само, стоит только подойти к нему. Экспозиция в целом наполнена размышлениями писателя о стране, ставшей далекой не только из-за расстояния, но и происходивших в ней событий. Отдельная «страница» экскурсионного маршрута – конечно, рассказ о вручении Бунину Нобелевской премии.

Рядом с музеем Бунина благоустроили уютный дворик для уличных мероприятий, пока здесь работает выставка «Поэтический сад Бунина».

В ИМЕНИ – ВЕСЬ ВЕК

В связи с пандемией коронавируса открытие долгожданного музея разделили на три дня. И в каждый из них директор Светлана Деркачева благодарила всех, кто помог в организации музейного пространства.

Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, руководитель оргкомитета по подготовке и проведению празднования 150-летия со дня рождения Ивана Бунина Михаил Сеславинский сообщил, что воронежское событие открывает череду финальных мероприятий, приуроченных к дате, которые будут проходить в Воронеже, Москве, Орле, во Франции.

– В судьбе писателя отра­зился весь двадцатый век со всеми его перипетиями, славными и трагическими событиями. Музей Ивана Бунина, безусловно, украсит не только город, но и отечественную культуру, – сказал глава Роспечати.

– Многие вещи-подлинники в свое время были приобретены Орловским и Елецким музеями, мы в этом ряду завершающие. Тем не менее, в нашем пространстве представлены любопытные вещи, например, письмо Бунина Эртелю, автограф писателя на его книге «На край света». Получился уютный теплый музей, который будет со временем расширяться, я уверен. Мы уже сделали многое, но хотелось бы реализовать еще одну идею – создать некий литературно-этнографический заповедник, который охватывал бы Орел, Елец, Липецк и Воронеж, – подчеркивает писатель, заслуженный работник культуры РФ, лауреат Бунинской премии Виктор Будаков. В дар новому музею он передал первые публикации произведений Ивана Бунина в Воронеже, блок иллюстраций к ним, дореволюционные журналы, в которых публиковались стихи автора.

Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото Алисы ЕРМАКОВОЙ 

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ