Мелкая розничная торговля, составлявшая им конкуренцию, судя по всему, повержена и больше не вспоминает китайскую поговорку, что пусть, мол, расцветают все цветы; теперь, похоже, будут цвести только крупные капиталы. И если раньше многие воронежцы покупали мелочевку в киосках, то теперь вынуждены идти в торговые центры, брать тележку и приобретать что-нибудь еще, чтоб не выглядеть смешным или нищебродием...
Сетевики, наденьте ордена!
Первой провозгласила свою волю сеть супермаркетов «Светофор» в Иркутске, установив размер минимальной покупки в 500 руб. - иначе «позвольте вам выйти вон».
Это вызвало шквал негодования простых смертных. Роспотребнадзор тоже осудил его как незаконное, пригрозил виновным ч.2 ст.14.8 КоАП РФ (штраф 10-20 тыс. руб.) и велел продавцу устранить нарушения.
Затем УФАС, который давно и безуспешно борется с восхождением сетевиков на торговый престол, сообщил, что для обхода закона «О торговле» они изобрели благотворительные фонды, чтоб сохранить свои бонусы от поставщиков. Поправки в закон «О торговле» и КоАП ограничили общую дань сетевикам 5% вместо прежних 10% и в эти же 5% ввели расходы на маркетинг и бонус за логистику - раньше поставщики платили за них отдельно. Эксперты подсчитали, что сетевики могут лишиться до 500 млрд руб. годовой прибыли.
Уникальный случай: когда закон уже был подписан президентом Путиным, десятки думских депутатов вдруг отозвали свои подписи. Но поправки удалось отстоять. Хотя опыт показывает, что сетевики успешно отбивают любые попытки отобрать наше масло с их бутерброда. За что же так страстно бьются торговые сети? Вот пример их царских доходов.
Перед Новым годом правительство впервые снизило минимальную цену на водку в рознице до 185 руб. за 0,5 л, но на ценах алкоголя в сетях это почти не отразилось. Союз производителей алкоголя обвинил в этом сетевиков: получая 30% ретробонуса от поставщика и 15% наценки от покупателя, сеть фактически накручивает свою наценку в 70-75%, получая доход в 8-10 раз больше, чем производители! С бутылки водки стоимостью 300 руб. производитель зарабатывает 10-15 руб., а ретейлер получает 100 руб. В этом суть российского капитализма. Вопреки оценке Маяковского, что капитализм поначалу был ничего, деловой парнишка, в нашей стране он был изначально торговым, а не производственным.
В октябре Ассоциация сетевой торговли предложила законодательно сократить время работы непродовольственных магазинов, ресторанов, кинотеатров и других предприятий сферы услуг: не с 10.00 до 22.00, а с 11.00 до 21.00. И объяснили это стремлением «высвободить миллионы рабочих рук для производства».
Забота торговцев о рабочих местах в производстве, конечно, умиляет. Остается малость: найти эти производства.
Понятно желание сетевиков сократить у себя рабочие места: по данным Росстата, розничная торговля в этом году обвалилась на четверть.
На финишной кривой
Год назад УФАС по Воронежской области возбудило дело в отношении ЗАО «Висант-Торг» за нечестную работу с поставщиками социально значимых продуктов: его торговая сеть «Пятью пять» (51 магазин в Воронеже и области) включала в договоры поставки специальную «премию» за прием определенного количества товара. УФАС считал, что такая премия незаконна при поставках, например, хлеба и молока. А сеть как раз на них и попалась.
Аналогичное нарушение УФАС обнаружил и в ООО «Регионпродукт», ранее работавшем в Воронеже через торговую сеть «Росинка».
Тогда же Воронеж опередил Москву по обеспеченности торговыми площадями и вошел в число семи городов России, попавших в рейтинг 15 городов Европы с наибольшим количеством ТЦ на душу населения, заняв в нем 13 место.
В декабре депутат Госдумы от Воронежской области и глава Молочного союза РФ Аркадий Пономарев в интервью изданию Dairy News объявил сетевиков главным тормозом развития молочной отрасли: экономических оснований для повышения цен на молочку нет, но сетевики «устанавливают цены на пределе и выше покупательской способности, ограничивая и без того недостаточное потребление молочных продуктов».
К Новому году портал HeadHunter подсчитал в Воронеже зарплаты менеджеров по продажам: 24-30% менеджеров получают до 45000 руб. – почти вдвое выше средней зарплаты в регионе. 13% менеджеров получают от 45000 до 75000 руб., 7% - до 100 тысяч, и 4% - свыше ста; такой «незаменимости» достигли 410 человек, а всего менеджеров по продажам в Воронеже больше 10 тысяч.
В феврале этого года УФАС сообщило, что число сговоров на рынке выросло в 1,5 раза из-за эмбарго, санкций и обвала рубля, и некоторые сетевики на уровне регионов и городов образовали картели с производителями. А картели – это фактически мафия.
В июне Аркадий Пономарев объявил одной из главных проблем АПК фактическую монополизацию торговли; крупные сетевики захватили до 90% рынка в Москве и Питере. В Воронеже поменьше, около 60%, но и тут сети навязывают потребителям выгодные им товары.
Будто в подтверждение этого портал Superjob представил Топ-5 самых высокооплачиваемых вакансий в Воронеже, в котором 1 место, с отрывом от второго в 2,5 раза, занял пост исполнительного директора торгового центра с окладом от 250 тыс. руб. А замкнула пятерку с окладом от 69 тыс.руб. вакансия программиста, от которого требуется доработка системы «Торговая сеть».
К июлю годовая выручка сети «Магнит» выросла на 13,8%, превысив 93 млрд руб. А в августе воронежское УФАС сообщило, что сетевики не спешат исполнять «Закон о торговле», вступивший в силу с 15 июля, и уже изобрели «ценовые маневры». Например, Retail Group («Пятерочка» и «Перекресток») предлагает поставщикам перейти на «чистую» закупочную цену, без учета бонусов, что приведет к снижению прибыли поставщиков, зато позволит сохранить прибыль сетевиков.
УФАС предположило, что на прямые нарушения Закона сетевики не пойдут, но что-нибудь непременно придумают. А кто б сомневался…