Прошел год с тех пор, как ГК «ПИК-Комфорт» «зашла» в Воронеж, взяв под свою ответственность около трети жилищного фонда города. Крупнейшая в России группа компаний, специализирующаяся на содержании жилых домов, стала собственником УК, обслуживающих более 2800 МКД общей площадью около девяти миллионов квадратных метров.
О том, как чувствует себя на воронежской земле большой федеральный бизнес, как складываются его отношения с жителями и партнерами, рассказывает технический директор компании по Воронежской области Андрей Гнездилов.
Когда у дома едет крыша
– Крупнейшая сделка в истории и Воронежа, и самой ГК «ПИК-Комфорт» (ее 20-летие, кстати, отмечали недавно) была совершена в отношении основных районных управляющих компаний Воронежа. Какие изменения произошли за это время в УК?
– Ни одной вывески у этих компаний «ПИК-Комфорт» не сменил, кадровых перемен тоже немного. С мая прошлого года начался, как мы называем, процесс адаптации. Мы смотрели, как настроены бизнес-процессы, как работает команда. По сути, только сейчас этот период завершается, и мы готовы формулировать новые стратегические подходы.
– Почему так долго длится «настройка»? Жители ожидают быстрых перемен.
– Особенность нашей работы – сезонность. Весной, летом, осенью и зимой ключевыми становятся разные направления работы, которые мы последовательно изучили. Увидели и огрехи предшественников, и интересный опыт. Цикл адаптации завершили массовые субботники, на которые вышли и жители, и работники наших УК – руководители, инженеры, слесари, мастера, дворники. Такие акции – шанс переломить психологию «старого ЖЭКа», когда контакты жителей и коммунальщиков сводились в основном к взаимным претензиям.
Нам достался очень пестрый жилой фонд. 70% домов имеют возраст старше 40 лет. 16 МКД построены до 1900 года и десятки – в послевоенное время. Это тяжелое наследие. Старые дома дороги в обслуживании и практически ремонтонепригодны. При этом плата по первой строке у наших УК – одна из самых низких в городе, если не самая низкая – 13 рублей за квадратный метр. В стандартной послевоенной двухэтажке – восемь квартир, с которых по «первой строке» – содержание и текущий ремонт – можно собрать максимум 5 тыс. рублей в месяц. При этом дом имеет все инженерные системы, фасад, кровлю, подъезды, которые надо обслуживать. Конечно, объект будет нерентабельным. Поэтому, будем честны, при сегодняшнем тарифе не мы, да и никто не сможет гарантировать жителям таких домов полный набор услуг – только поддержание работоспособности систем и ликвидацию аварийных ситуаций.
– Что же делать жителям ветхого фонда?
– Есть шанс, что очередь на капремонт у них подойдет до того, как изменения станут необратимыми. Мы постоянно ведем диалог с властями и жителями, помогаем готовить пакет документов с тем, чтобы приблизить сроки капремонта или признать жилье аварийным – и расселить дома по соответствующей программе.
– Почему же «ПИК-Комфорт» не отказался от убыточного фонда?
– Такова политика компании. В этом есть и установка на расширение зоны присутствия, и свое понимание социальной ответственности (досталась нагрузка – неси ее достойно!), и уверенность, что новые технологии и рост квалификации работников поправят экономику. Сегодня на базе программы 1C создана и успешно эксплуатируется электронная управленческая база. Благодаря ей ежедневно мне на стол ложится статистическая сводка, по которой ясно видна структура и география обращений граждан. Если по одной проблеме из одного дома поступило несколько обращений от разных людей, значит, там действительно узкое место.
Дело техники
– Минувшей зимой мы не раз выезжали в инспекционные поездки с руководителями и специалистами мэрии. Маршруты проходили в основном по адресам «ПИКа». Существенных претензий к состоянию дворов не было высказано. Как вам удалось поддерживать вверенную территорию в приемлемом состоянии в условиях снежной зимы? Какие проблемы пришлось преодолеть?
– Еще два года назад в УК не было своей техники. Ее заказывали у сторонних организаций. Но зимой цена таких услуг резко возрастает, а оперативность предоставления техники – падает, и эффективнее, при всех расчетах, пользоваться собственным парком.
До начала зимнего сезона «ПИК-Комфорт» приобрел 30 единиц спецтехники на 70 миллионов рублей и отработал логистику передвижения машин – чтобы трактора не бегали вхолостую, чтобы усилия разных УК можно было грамотно координировать. Машины универсальны, их можно использовать и летом – поливать дворы в зной, вывозить спиленные деревья и крупногабаритный мусор. Есть и ассенизаторские машины – некоторые обслуживаемые нами дома до сих пор не подключены к центральной канализации. В целом численность техники «ПИК» в Воронеже сейчас составляет 80 единиц.
– Но как такие серьезные закупки можно заложить в 13-рублевый тариф по первой строке?
– Покупка техники производилась на инвестиции головной компании. Здесь проявились преимущества крупного холдинга, который может вложить немалые средства в создание современной инфраструктуры на местах.
К сожалению, мне нередко приходится слышать огульные обвинения в финансовых махинациях и воровстве в управляющих компаниях. Скажу в защиту всей отрасли: той сверхдоходности, которая ранее наблюдалась как в ЖКХ, так и в строительстве, давно уже нет. Из всех денег, которые мы собираем по «первой строке», только 5% можем направить на развитие бизнеса. Воровать здесь могут только фирмы-однодневки.
Прозрачность – основа доверия
– Меняется ли что-нибудь в проблеме долгов за коммунальные услуги?
– Увы, здесь все стабильно. Население имеет перед УК многомиллионные долги: порядка 3-5% жителей не платят за жилищно-коммунальные услуги. Как следствие, УК не может в срок и в полном объеме расплатиться с поставщиками.
У нас работает служба по взаимодействию с населением. У кого объективно тяжелые обстоятельства – тем идем навстречу, реструктурируем долг; а с некоторыми, увы, приходится говорить языком судебных решений.
Надеюсь, отчасти проблема решится путем внедрения «умных технологий». С помощью «личного кабинета» любой собственник сможет увидеть онлайн показания приборов общего пользования, внести данные своих квартирных приборов, поднять архив, отследить ход своих жалоб. Прозрачность в нашей деятельности – основа доверия. Запуск портала и его мобильной версии намечен уже на 2019 год. Далее будем наполнять его данными по каждому дому, квартире, по всем инженерным системам и службам.
– Еще одной из проблем ЖКХ традиционно считается нехватка и текучесть кадров. Насколько она остра в вашей компании?
– Сегодня в воронежских компаниях ГК работают 2200 человек; нехватка кадров, по нормативам, около 3%, это нормально. Менять топ-персонал сложно и нецелесообразно, рядовые же работники, считаю, в целом справляются с обязанностями. Будем делать ставку не на ротацию кадров, а на качество их работы и воспитание культуры сотрудников. Приехал ли с заявкой бизнесмен на дорогом внедорожнике или пришел пенсионер – отношение к ним должно быть одинаковое. Это равноправные заказчики, и услуга каждому должна быть оказана быстро и качественно. Это главное, к чему мы стремимся.
На правах рекламы